Экономика любого государства не может успешно функционировать без развитого железнодорожного транспорта. Он обеспечивает стабильное удовлетворение транспортных потребностей промышленности и населения. В нашей стране железные дороги по-прежнему остаются основным видом транспорта для перевозки массовых грузов, реализации экономических возможностей между регионами.
В современных условиях возросли требования к качеству транспортной работы, к научно-методическому уровню разработки технологических процессов, графику движения поездов, организационному, информационному, математическому обеспечению перевозочного процесса. Работа по инженерному обоснованию перевозок и работа «на заказчика» требуют глубокой проработки большого комплекса вопросов и в, конечном итоге дают возможность повысить доходность подразделений железных дорог.
В настоящее время приобрел особую актуальность вопрос совершенствования системы организации эксплутационной работы, когда на железнодорожном транспорте осуществляется поэтапное совершенствование системы, в едином технологическом процессе участвуют дорожные центры диспетчерского управления перевозками, отделения дорог и крупные технические станции, технологически увязанные с малыми станциями прилегающих участков.
Идеология создания транспортных коридоров, информационно-логистических центров, интеграции всех смежных видов транспорта в единый транспортный конвейер и понимание в связи с этим важности ускоренной доставки грузов не только от грузоотправителя до получателя, а уже от производителя до потребителя продукции по своей смысловой значимости предопределяет важность совершенствования системы организации эксплутационной работы.
Важную роль в вопросе совершенствования системы организации работы играет область взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, что в свою очередь определяет основной резерв по снижению времени нахождения вагонов в местной работе и под грузовыми операциями и имеет перспективу значительного сокращения составляющей оборота вагона по этому элементу в целом.
Информационно-технологическое взаимодействие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта позволяет заблаговременно планировать переработку вагонов с грузами на станциях, организацию маневровой работы по подаче вагонов на подъездные пути и уборке с них, подготовку грузовых фронтов, средств комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, автомобильного и других видов транспорта, человеческих ресурсов и внутрицеховых производственных технологий самих предприятий промышленного железнодорожного транспорта, что является внутренним резервом эффективности использования подвижного состава, комплекса технологических средств, оптимизации производственных технологий, снижения эксплуатационных расходов, затрат на содержание мест хранения сырья, готовой продукции и повышения уровня обслуживания клиентуры железнодорожного транспорта в целом.