Классификация, характеристика и организация перевозок массового груза
Исходные данные:
Груз -топливные брикеты перевозятся в четырехосных полувагонах
грузоподъемность - 64 т
объем кузова -70,5 м3
масса тары вагона - 21,75 т
расстояние перевозки L- 300 км
суточный размер погрузки - 1000 т
удельный вес груза - 0,8 т/
угол естественного откоса б – 40 град
Ископаемые угли, сланцы, торф, флюсы, руды и др., строительные грузы.
Классификация осуществляется по гранулометрическому составу, сортам, маркам. Необходимо учитывать свойства грузов: сыпучесть, влажность, склонность к смерзанию, слеживанию, водообразованию, коэффициенту трения, теплопроводность и др. Эти свойства груза качественно влияют на организацию перевозок. Для эффективности перевозок осуществляются методы облагораживания топлива и руды: обогащение, брикетирование и коксование, обезвоживание.
Требуется определить загрузку вагона по двум вариантам:
1-й вариант: погрузка осуществлена до верхних балок полувагона
т
2-й вариант: осуществление погрузки вагона с «шапкой».
Определим объем трапецеидальной «шапки». Рекомендуется высоту «шапки» принять Н=300 мм.
Рис.1 Вид трапецеидальной «шапки»
Определить размеры верхней площадки трапеции из рис.1
,
где - угол естественного откоса, , .
м
м
м
Объем «шапки» трапецеидальной формы:
=
Объем вагона с учетом «шапки»
Загрузка вагона
т
Определить технический коэффициент тары вагона
Чем меньше технический коэффициент тары, тем лучше конструкция вагона для перевозки груза
,
где - масса тары вагона
- грузоподъемность
Погрузочный коэффициент тары
Для наилучшего использования целесообразно подавать под погрузку более легковесных грузов вагоны с наименьшей удельной грузоподъемностью.
- удельная грузоподъемность
Коэффициент использования грузоподъемности
Годовая потребность вагонов
т т
Выбор вагона осуществляется на основании сравнения показателей , приведенных в таб.1
Таблица 1 Расчет технических и эксплуатационных показателей вагонов
наименование груза |
№варианта |
род вагона |
масса тары вагона Q ,т |
техническая норма загрузки вагона Р ,т |
грузоподъемность вагона Р ,т |
коэффициент использования грузоподъемности |
технический коэффициент тары |
погрузочный коэффициент тары |
годовая потребность вагонов |
отметки о наиболее экономическом вагоне |
топливные брикеты |
I вар |
пв |
21,75 |
56,4 |
64 |
0,88 |
0,34 |
0,38 |
5703 |
худший вариант |
II вар |
пв |
23,0 |
63,52 |
71 |
0,93 |
0,32 |
0,35 |
5140 |
лучший вариант |
Необходимый рабочий парк вагонов ,выраженный в зависимости от производительности вагонов
В общем виде экономия приведенных расходов в результате лучшего использования вагонов определяется по формуле
где -нормативный коэффициент капитальных вложений(для железнодорожного транспорта );
-снижение капитальных затрат, вызванное сокращением потребности вагонного парка, в руб.;
- уменьшение эксплуатационных расходов, руб.
Снижение капитальных затрат от сокращения парка вагонов:
,
где -коэффициент(больше единицы), учитывающий нахождение вагонов в плановых видах ремонта (его можно принимать равным 1,05);
- количество отгружаемого груза за сутки, т;
,- статическая нагрузка вагона соответственно по худшему и лучшему вариантам, т;
-среднее время оборота вагона, сутки(=8 суток);
- коэффициент(меньше единицы),характеризующий долю затрат на развитие вагонного хозяйства,(пропорционален затратам на вагонный парк 0,1);
- средняя стоимость постройки одного грузового вагона, руб.
Снижение эксплуатационных расходов в связи с уменьшением потребности числа вагонов для заданного объема перевозок в результате повышения статической нагрузки вагонов складывается из двух частей, зависящих от сокращения простоя ( вагоно-часов) на станциях погрузки и выгрузки и от сокращения пробега (вагоно-километров) в груженном и порожнем состоянии. Сокращение вагоно-часов и вагоно-километров за год определяется по формулам :
где = 40/60=0,67 и =200 =0,39
ваг-часов в-км
В денежном выражении сокращение эксплуатационных расходов в связи с повышением статической нагрузки составит:
,
где средний простой вагона на станции погрузки и выгрузки(по 40 мин);
=2,4, =0,4
руб
Расходы, зависящие от размеров движения составляют только 40% от полной стоимости расходных ставок 1 вагно- часа и 1 вагоно- км.
руб
Профилактические меры против смерзаемости грузов
Ископаемые угли, сланцы, торф, флюсы, руды и др., строительные грузы.
Классификация осуществляется по гранулометрическому составу, сортам, маркам. Необходимо учитывать свойства грузов: сыпучесть, влажность, склонность к смерзанию, слеживанию, водообразованию, коэффициенту трения, теплопроводность и др. Эти свойства груза качественно влияют на организацию перевозок. Для эффективности перевозок осуществляются методы облагораживания топлива и руды: обогащение, брикетирование и коксование, обезвоживание.
Большинство массовых грузов смерзаются при температуре наружного воздуха ниже ,поэтому проводят профилактические меры против смерзания грузов:
К следует отнести:
- предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;
- промораживание увлажненных грузов до их погрузки;
- равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими
жидкостями - ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли;
- пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками.
При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки средствами разог-
рева или механического рыхления до восстановления сыпучести смерзающих- ся грузов.
Для разогрева этих грузов используются тепляки, инфракрасные излучатели. Для механического рыхления применяются бурофрезерные установки, виброударные установки, виброрыхлители и др.
Особое внимание должно быть уделено оформлению перевозочных документов.
За неправильное указание в накладных наименования грузов, особых отметок или необходимых мер по перевозке смерзающегося груза, за неправильное указание свойств груза, с грузоотправителя взимается штраф в размере 5-кратной платы за перевозку такого груза на все расстояние независимо от возмещений, вызванных данным обстоятельством, убытков железной дороги.
Станции может принять к перевозке груз, перевозимый на таких условиях, а также обеспечить его своевременную выгрузку без применения профилактических мер, только при наличии у грузополучателя письменного согласия на прием. В этом случае в последней графе накладной «Особые заявления и отметки грузоотправителя» грузополучатель делает отметку «С согласия получателя - без профилактики».