Для расчетов устойчивости груза и прочности груза и прочности крепления принимаются следующие наиболее невыгодные сочетания действующих одно- временно сил:
первое сочетание – продольная инерционная сила, возникающая при соударениях движущихся вагонов с неподвижно стоящими, а также при трогании и осаживании поезда и сила трения;
второе сочетание – сила ветра, инерционные силы (вертикальная, поперечная) и сила трения.
Силы по первому сочетанию действуют на груз при выполнении маневровой работы на станциях толчками или роспуске вагонов на сортировочных горках, а силы по второму сочетанию- при движении поезда по перегону с максимальной скоростью.
Точками приложения инерционных сил является центр тяжести груза, а сила ветра- центр наветренной поверхности.
Для определения величин сил, действующих на грузы различного веса, установлены удельные значения этих сил на основании экспериментального мате- риала.
Величина продольной инерционной силы определяется по формуле:
, кгс
где - масса одного места, т;
- удеоьная величина продольной инерционной силы в кгс на 1 т массы груза; принимается для различных типов крепления при массе брутто одиночных вагонов 22 и 94 т.
Промежуточные значения удельных величин продольной инерционной силы определяется путем линейной интерполяции:
,
где ,- удельные величины продольного усилия в кгс/т для вагонов массой брутто соответственно 22 94 т.
- общая масса груза на вагоне, т.
Согласно техническим условиям
кгс/т; кгс/т
кгс
кгс
Поперечную горизонтальную инерционную силу с учетом действия центробежной силы находят по формуле:
,
где -база вагона, 9,72м;
С- расстояние от центра тяжести груза до вертикальной плоскости, проходящей через поперечную ось вагона, С=0 м;
- удельная величина поперечной инерционной силы в кгс на 1 т веса груза при расположении центра тяжести груза в вертикальной плоскости, в которой проходит поперечная ось вагона(для V= 100 км/ч, =330 кгс/т)
- удельная величина поперечной инерционной силы в кгс на 1 т веса груза при расположении центра тяжести груза над шкворневой балкой(для V=100 км/ч, =550 кгс/т).
кгс
Вертикальная инерционная сила: