Способность машины осуществлять заданную работу без опрокидывания называется устойчивостью. Различают поперечную и продольную устойчивость. Этот параметр является одним из важнейших критериев оценки совершенства компоновки машины. Связано это с тем, что условия работы весьма специфические, дороги в основном не оборудованы и проходят в местностях со сложным рельефом, а также работа на подъемах и спусках. Всё это может привести к временной (вывешивании передней или задней осей) и полной потере управляемости, то есть опрокидыванию, что приводит к авариям и несчастным случаям. Поэтому при проектировании специальных машин необходимо уделить большое внимание на их устойчивость.
Для оценки устойчивости машины используется коэффициент устоичивости, влияние которого определяется различными соотношениями между восстанавливающими и опрокидывающими моментами.
Согласно методике ростехнадзора для оценки устойчивости машины с манипулятором: коэффициент грузовой устойчивости К1 и коэффициент собственной устойчивости К2 определяется по следующим формулам:
(5.1)
(5.2)
где Мвосст – восстанавливающий момент, Н∙м;
Мопрок опрокидывающий момент без учета действий груза, Н∙м;
Мгр – момент, создаваемый рабочим грузом, Н∙м.
Определение продольной устойчивости при максимальном вылете манипулятора
Исходные данные для расчетов:
Вес автомобиля Gт = 85788 Н;
Вес стрелы манипулятора Gс = 11200 Н;
Вес рукоятки манипулятора Gр = 4800 Н;
Вес захвата Gз = 1800 Н;
Распределение веса снаряженного автомобиля на дорогу:
передняя ось Gпер = 42330 Н;
задняя ось Gтел = 43458 Н;
вес груза Gгр = 9000 Н.
(5.3)
(5.4)
(5.5)
(5.6)
Рисунок 14 – Расчетная схема для определения коэффициента устойчивости при продольном положении манипулятора
Определение поперечной устойчивости при максимальном вылете манипулятора
Рисунок 15 – Расчетная схема для определения коэффициента устойчивости при поперечном положении манипулятора
В условиях ГОСТ 12.3009 -76 (СТ СЭВ 5318 – 81) указано, что коэффициент грузовой устойчивости грузоподъёмных машин должен быть не менее 1,15 в нашем случае это условие выполняется
Определение поперечной устойчивости при транспортном положении манипулятора
Статическая устойчивость щитоукладчика с грузом определяется углом δмах:
(5.7)
где В – ширина колеи, м;
- высота центра тяжести, м;