Для покрытия лесовозных усов изготавливается несколько типов деревянных щитов (таблица 1.1). Отличительными признаками является длина, способ соединения брусьев, устройство стыков и т.д.
Таблица 1.1 – Характеристики щитовых покрытий
Параметры |
Типы щитов | ||
ЛВ-11 |
ЛД-5 |
Нагельные | |
Габариты, м длина ширина толщина |
6-6,1 1,0 0,19 |
0,64-0,7 1,1 0,12 |
6,0 1,0 0,2 |
Масса щита, кг |
750-800 |
60 |
750-800 |
Количество щитов на 1км. дороги |
328 |
2762 |
330-378 |
Щиты ЛВ-11
Изготовляют на лесозаготовительных предприятиях, металлическое крепление для них поставляют механические заводы.
Укладку и разборку колесопроводов из деревянных щитов выполняют с помощью специального щитоукладчика или автокрана, перевозку — лесовозными автомобилями. Каждый щит изготавливается из деревянных двухкантных брусьев толщиной 0,19 м и длиной 6,0 м, на концы которых надеты металлические наголовники корытообразного профиля. Оголовники изготавливают из листовой стати толщиной 5 мм. На концы оголовников приварены косынки, которые имеют отверстия для монтажа щитов и крепления оголовников посредством штырей или стяжкой шпильки с деревянными брусьями. Оголовники препятствуют деформации щита в поперечном направлении и предохраняют от разрушения концы брусьев, а боковые косынки, увеличивая жесткость столовника, дают возможность сплотить брусья в щите. Скрепление брусьев в щите осуществляется тремя шпильками М20 (одна в центре и две по краям). К торцам щитов на оголовниках приварены скобы для шарнирного соединения щитов между собой в колесопровод. Скобы имеют разную длину. Отверстия под пальцы в них расположены на разном расстоянии от оголовника, что позволяет при сочетании скоб разной длины укладывать щиты на прямых и кривых участках дороги с сохранением шарнирного соединения между ними. На прямых участках соединяют длинную скобу с короткой, а на кривых - короткую с короткой и длинную с длинной. В зависимости от грунтовых и гидрологических условий местности рекомендуются следующие типы усов:
Рисунок 1 – Тип I
Тип I — на периодически увлажняемых минеральных грунтах, не допускающих многократного прохода поездов, щиты укладывают на земляное полотно или спланированное грунтовое основание. При подготовке основания на дорожной полосе шириной 5 м убирают валежник, валят деревья с корнями, производят планировку.
Рисунок 2 – Тип II
Тип II — На переувлажненных минеральных грунтах. В данном случае на дорожной полосе спиливают пни заподлицо с землей или валят деревья с корнями и укладывают поперечные лаги с расстояниями между ними не более 1,5 м.
Рисунок 3 – Тип III
Тип III — На сырых и заболоченных местах и нормально увлажненных болотах с плотным торфом глубиной до 2 м помимо шпал, основание укрепляют продольными лагами с расстоянием между ними 0,9 м и поверх них поперечные лаги.
Рисунок 4 – Тип IV
Тип IV — на периодически увлажняемых болотах с мощностью торфа до 2 м. не допускающих проход тракторов с нормальными гусеницами. Основание устраивается в виде клетки из поперечных и продольных лаг.