Одной из серьезных причин, влияющих на эффективность лесозаготовок, является их сезонность. (Причины сезонности лесозаготовок вытекают из уникальных природных условий нашей страны, в соответствии с которыми лишь 7 % лесной территории России позволяют работать в лесу вне зависимости от погодных условий. 36 % являются непроезжими при летних затяжных дождях. 34 % - в период сезонных распутиц и на 28 можно работать только зимой). Известно, что около 50 % годового объема древесины у нас заготавливается в I квартале. При таком режиме работы почти в 2 раза увеличивается потребность в лесозаготовительной технике, в кредитных ресурсах на приобретение топливно-смазочных материалов, выплату заработной платы и другие расходы. Важный фактор, способствующий успешной работе лесозаготовительного предприятия - наличие разветвлённой сети временных лесовозных дорог (усов) с надёжными в эксплуатации типами покрытий, без которой невозможна работа лесовозного транспорта. Временные лесовозные дороги (усы), имеющие удельный вес протяжённости 83%, играют важную роль в транспортной сети при освоении лесных массивов.
Временные автомобильные лесовозные дороги (усы). Усы являются наиболее распространенной частью транспортных путей лесозаготовительных предприятий. Ежегодно их строят более 40 тыс. км, половина из них летнего действия. В практике строительства усов различают следующие их конструкции: колейные из железобетонных плит на грунтовом основании; колейные из деревянных щитов на шпальном или грунтовом основании; колейные из деревянных лент; колейные лежневые на шпальном основании; гравийные; грунтовые, улучшенные добавками дренирующих и гравийных материалов; грунтовые и деревогрунтовые; с покрытием из лесосечных отходов; зимние снежные и ледяные. Временные дороги (усы) устраивают однополосными с разъездами.
Временная дорога строится непосредственно в каждую лесосеку осваиваемого массива; без уса невозможна ритмичная работа на всех фазах лесозаготовительного процесса. Именно отсутствие или плохое состояние лесовозных усов является часто одной из причин невыполнения плана вывозки лесозаготовительными предприятиями, особенно в периоды весенних и осенних распутиц.
Основная специфическая особенность лесовозных усов, как одного из видов автомобильных дорог промышленных предприятий, заключается в небольшом сроке их службы (до 1 года, в среднем 2-3 месяца), больших объёмах строительства (1 км. уса на 8 тыс. м3 вывозимой древесины) и небольшом протяжении отдельных усов (до 2 км). Эти особенности предъявляют к лесовозным усам трудноувязываемые между собой требования: с одной стороны, обеспечение эксплуатационной надёжности, усугубляемой применением лесовозных поездов всё большей грузоподъёмности и с другой стороны - уменьшение стоимости и трудоёмкости их строительства и обеспечение высоких темпов прокладки.
Широко применяемые в настоящее время типы лесовозных усов (грунтовые, деревянно-лежневые и др.) не отвечают этим требованиям, особенно при современном уровне развития лесозаготовительного производства.
- Лесовозные усы с деревянно-лежневым покрытием
Обладают необходимой эксплуатационной надёжностью, но имеют высокую стоимость и трудоёмкость, мало поддаются механизации и требуют большого расхода древесины (600-800 м3 на 1 км). При этом темпы строительства их из-за преобладания ручного труда низкие, что затрудняет оперативность перевода бригад и мастерских участков с одной лесосеки на другую.
- Грунтовые усы
При небольшой стоимости и трудоёмкости строительства, становятся непроезжими при неблагоприятных погодных условиях. Не обеспечивают эксплуатационной надёжности усов и покрытия на хворостяной подушке, применение которых оправдывает себя только на сухих участках и в благоприятные периоды года.
- Временные дороги со сборно-разборным покрытием
Наиболее прогрессивными, экономичными, надежными в эксплуатации являются временные дороги со сборно-разборным покрытием. Такие покрытия могут быть использованы многократно при переходе из одной лесосеки в другую.
В настоящее время три типа покрытия сборно-разборного типа — железобетонные плиты, гибкие деревянные ленты ЛД-5 и деревянные щиты с металлическим креплением ЛВ-11, приняты и рекомендованы к серийному изготовлению в лесной промышленности, так как они обеспечивают пропуск автопоездов в любое время года. Основная особенность таких покрытий заключается в возможности многократного использования элементов покрытия за счет перекладки их с одного уса на другой. Эта особенность позволяет использовать для строительства усов дорогие и материалоёмкие покрытия, т. к. все затраты на их изготовление распределяются между усами, что в конечном результате приводит к снижению их стоимости, трудоемкости и материалоёмкости, по сравнению с усами, имеющими капитальные покрытия неразборного типа (например, деревянно-лежневое). При этом обеспечивается требуемые эксплуатационные качества лесовозных усов и повышается степень механизации работ как по изготовлению покрытия, так и по его укладке. Кроме того, для изготовления элементов покрытия используется местный материал-древесина. На основании вышесказанного можно сделать вывод в том, что сборно-разборные покрытия в наибольшей мере удовлетворяют специфическим требованиям, предъявляемым лесозаготовительным производством к усам, т.к. дают возможность обеспечивать их эксплуатационную надёжность при наименьших затратах и высоких темпах строительства.