Дизель имеет комбинированную систему смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала; разбрызгиванием – стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, втулка верхней головки шатуна.
Смазка осуществляется следующим образом: масляный насос через сетчатый фильтр маслозаборника подает масло из картера по трубопроводу для очистки в масляный фильтр, на выходе из которого установлен датчик давления, после очистки масло через каналы в картере поступает к коренному подшипнику правой половины картера. После чего через каналы, выполненные в коленчатом валу, масло подается к шатунному подшипнику, далее – к коренному подшипнику левой половины и стекает в полость картера.
Для поддержания постоянного давления в системе смазки имеется редукционный клапан, расположенный в корпусе масляного насоса и отрегулированный на давление срабатывания 0, 6 МПа на холодном двигателе и 0,2…0,35 МПа – на горячем.
Контроль за давлением масла осуществляется с помощью датчика давления, который при снижении давления ниже 0,08 МПа срабатывает и дает сигнал для аварийной остановки двигателя.
Имеется также датчик предельно допустимой температуры масла, которая не должна превышать 110-115°С.
Масло в картер заливается через горловину, расположенную со стороны стартера и закрываемую крышкой. Для проверки уровня масла имеется щуп, расположенный со стороны подкачивающегося насоса. Уровень масла должен быть не ниже и не выше верхней риски щупа, что соответствует 3,5л.
Для смазки дизеля применяются следующие моторные масла:
– летом - класса вязкости SAE 40
– зимой - SAE 15W
– круглогодично - SAE – 15W/40
Допускается использование масел иностранного производства, указанных в табл. 2.2, при этом следует убедиться, что они удовлетворяют требованиям государственных или фирменных спецификаций на смазочные масла, предназначенные для указанных дизелей.
Система впуска служит для подвода свежего воздуха и организации его вихревого движения в цилиндре требуемой интенсивности с целью обеспечения необходимых условий образования рабочей смеси при впрыскивании и распыливание топлива в камере сгорания. Состоит из воздухоочистителя и впускного патрубка.
Система выпуска предназначена для отвода из цилиндра отработавших газов. Состоит из выпускного патрубка и глушителя шума выпуска.
Воздухоочиститель – с двумя бумажными фильтрующими элементами и резонаторной камерой, снижающей уровень шума впуска.
Таблица 2.2
Фирма |
Масло | |
летом |
зимой | |
British Petroleum |
Energol Diesel S. 1 SAE 30 |
Energol Diesel S. 2 SAE 20W |
Caltex Companies |
RPM DELO Supercharged 1 SAE 30 |
RPM DELO Supercharged 1 SAE 20W |
E 330 lube Petroleum Co. Ltd/ |
E 330 lube HDX 30 TSD 385 |
E 330 lube HDX 10 |
Shell |
Rotella «Т2» 30 |
Rotella «Т»20/20W |
Vacuum Co. Ltd. |
Delvac Oil S. 130 |
Delvac Oil S. 110 |
Глушитель шума выпуска коробчатого типа имеет двойной корпус с внутренними перегородками, проходя вдоль которых выпускные газы теряют свою энергию, что обеспечивает снижение шума выпуска.
Система подачи топлива состоит из следующих узлов: топливного бака, топливного фильтра, подкачивающего насоса, трубопроводов низкого давления, системы насос-форсунок.
Фильтр тонкой очистки топлива имеет специальный фильтрующий элемент, проходя через который топлива очищается от механических примесей. С целью предотвращения загустевания топливо при эксплуатации двигателя в условиях отрицательных температур в фильтре предусмотрен встроенный электрический подогреватель.
Топливоподкачивающий насос – мембранного типа, крепится к картеру через пластмассовую проставку. У топливоподкачивающего насоса имеется система ручной подкачки для подачи топлива к насос-форсункам перед запуском дизеля. Смазка подкачивающего насоса осуществляется из картера за счет возвратно – поступательного движения штока.
Форсунка служит для создания высокого давления и впрыскивания топлива под высоким давлением в камеру сгорания.
Топливопровод низкого давления – резиновый, армированный кордом шланг, выполненный из маслобензостойкой резины.
Система пуска дизеля включает в себя следующие узлы: электростартер, зубчатый венец, закрепленный на маховике, аккумуляторную батарею, электропроводку.