Дизель предназначен для установки на транспортные средства малой грузоподъемности, минитракторы, малогабаритную технику коммунального хозяйства, дорожные и строительные машины, а также могут использоваться для привода мобильных электростанций, генераторных установок, насосных агрегатов. Возможно их применение в качестве двигателей малотоннажных судов.
Таблица 2.1
Технические параметры дизеля
Диаметр цилиндра D, мм |
87 |
Ход поршня S, мм |
94 |
Рабочий объём Vh, л |
2,24 |
Степень сжатия e |
19,5 |
Мощность номинальная по ГОСТ 18509-86 Nе, кВт |
95 |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности n, мин -1 |
4200 |
Минимальный расход топлива ge, г/кВт×ч |
221 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода nХХ, мин-1 |
900 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода nmax, мин -1 |
5100 |
Рис. 2.1 Поперечный и продольный разрезы двигателя
Двигатель (Рис. 2.1) состоит из следующих деталей, узлов и систем: картер, цилиндр, головка цилиндра, кривошипно–шатунный механизм, механизм газораспределения, всережимный регулятор частоты вращения, топливная система, система охлаждения, система смазки, система пуска, электрооборудование.
Цилиндр дизеля выполнен из специального износостойкого чугунного сплава.
Головка цилиндров отлита из алюминиевого сплава, имеет запрессованные чугунные седла и направляющие втулки клапанов. В головке выполнены гнездо для установки форсунки. Между головкой цилиндра и крышкой головки устанавливается прокладка.
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма (КШМ) являются коленчатый вал, поршень, шатун, поршневые кольца, поршневой палец, шатунный подшипник (вкладыши) и коренные втулки.
Коленчатый вал полноопорный, чугунный, со сверлениями для подачи смазки к коренным и шатунным подшипникам. На носке вала устанавливается шестерня ременного привода вала насоса высокого давления.
Поршень выполнен из алюминиевого сплава с высоким содержанием кремния. В головке поршня расположена камера сгорания. В головке поршня имеются три канавки для установки колец: двух компрессионных и маслосъемного. В канавке маслосъемного кольца сделаны отверстия для отвода масла.
Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на три группы – 0, 1, 2, которые при сборке должны совпадать с группой цилиндра. Разбивка на группы осуществляется по диаметру на расстоянии 25 мм от нижней кромки в направлении, перпендикулярном оси пальца. Это связано с тем, что для обеспечения температурного расширения, недопущения в процессе работы прорыва газов в картер и уменьшения стуков на перекладке юбки поршня имеет бочкообразный профиль в вертикальном направлении и сложный эллипсообразный профиль в горизонтальном.
Кроме того, поршни делятся по диаметру отверстия под палец на четыре группы, маркирующиеся различным цветом.
Поршневой палец изготовлен из специальной стали, обладающей большим запасом усталостной прочности. Поршневой палец запрессован в поршне. Поршневые пальцы по внешнему диаметру сортируются на четыре группы, которые при сборке должны соответствовать группам отверстия поршня.
Шатун – стальной, штампованный. Нижняя головка шатуна – разъемная и имеет расточку для вкладышей. Вкладыши шатунного подшипника изготовлены из сталеалюминиевой ленты. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Для смазки поршневого пальца в нижней головке шатуна имеется специальное отверстие.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо и нижнее маслосъемное кольцо – хромированы по наружной цилиндрической поверхности. Нижнее компрессионное кольцо, скребкового типа, устанавливается в канавку острой кромкой вниз с целью обеспечения съема масла со стенки цилиндра.
Механизм газораспределения – с одним распределительным валом приводимый во вращение от коленчатого вала. Клапаны совершают поступательное движение в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндра, и возвращаются в исходное положение под действием пружины.