Основными причинами возникновения аварийных ситуаций являются нарушение требований соответствующих стандартов и нормативов по упаковке, хранению, выполнению погрузочно-разгрузочных работ и транспортированию опасных грузов; повреждение тары, неправильное определение отправителями условий перевозки и степени опасности груза, а также нарушение требований безопасности движения на транспорте.
Опыт показывает, что ущерб, наносимый авариями при перевозке опасных грузов, может быть значительно уменьшен, если транспортные организации и аварийные службы будут иметь четкую и своевременную информацию об опасности, которая может угрожать людям и окружающей среде, а также о мерах безопасности, которые должны соблюдаться при работах по ликвидации последствий аварий. Некоторые страны и транспортные организации уже разработали различные системы информации об опасности и ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.
На железнодорожном транспорте разработаны и введены в действие Правила безопасности, которыми определяются меры безопасности и предосторожности при аварийных ситуациях. В Правилах указан перечень обязательных общих мер при авариях с различными опасными грузами, дан алфавитный указатель опасных грузов, предъявляемых к перевозке, и групповые аварийные карточки.
Каждая аварийная карточка имеет свой порядковый номер и составлена на группу веществ с одинаковыми свойствами и идентичными мерами, которые необходимо применять в случае аварийных ситуаций.
При предъявлении опасных грузов к перевозке грузоотправитель в накладной под наименованием груза обязан указать номер аварийной карточки для данного груза.
Номер аварийной карточки должен быть также проставлен на знаках опасности, наносимых на контейнеры, грузовые места и вагоны, в которых перевозятся опасные грузы.
Так как Правила имеются во всех транспортных подразделениях, связанных с перевозкой грузов, в пожарных и восстановительных поездах, то в случае необходимости легко и быстро по наименованию груза или по ярлыкам опасности можно отыскать требуемую аварийную карточку, из которой узнать опасные свойства перевозимого груза, индивидуальные средства защиты, меры предосторожности и необходимые действия в аварийных ситуациях, а также меры первой помощи пострадавшим.
Под аварийной ситуацией понимаются взрыв, загорание, утечка, просыпь опасного вещества, нарушение тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, ожогам, заболеванию людей и животных, загрязнению окружающей среды, а также случаи, когда в зоне схода с рельсов подвижного состава (аварии, крушения или пожара) оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.
Мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны проводиться исходя из создавшейся обстановки с учетом свойств взрывопожарной опасности, а также соблюдения мер безопасности и предосторожности, предусмотренных Правилами перевозок грузов и соответствующими инструкциями.
При аварии должно быть обеспечено предотвращение угрозы людям, находящимся как в зоне аварийной ситуации, так и за ее пределами, возможную сохранность грузов, подвижного состава, сооружений и открытие движения поездов и маневровых передвижений в возможно короткие сроки.
При аварийных ситуациях с опасными грузами в процессе перевозок бригаде по обслуживанию устройств ЭЦ необходимо:
1. О случае аварии немедленно поставить в известность руководство дороги и врачебно-санитарную службу дороги.
2. Оградить возможную опасную зону подручными средствами и поставить охрану.
3. Определить характер опасного груза и границы заражения территории. При невозможности установления вида опасного груза немедленно известить и вызвать на место аварии грузоотправителя.
4. Принять меры к устранению течи или просыпания опасного груза из поврежденных вагонов, цистерн, баллонов и других емкостей; при невозможности этого к сливу или перегрузке опасного груза в исправные емкости. При этом строго руководствоваться указаниями о порядке действий, мерах предосторожности и средствах индивидуальной защиты.