На промежуточных и участковых станциях, где осуществляется поездная работа по приему, отправлению поездов и маневровая работа в пределах станций, вводятся телемеханические устройства для централизованного управления стрелками и светофорами. Эти устройства называются электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ).
В состав ЭЦ входят аппарат управления, релейная аппаратура, источники питания, стрелочные электроприводы, светофоры, электрические рельсовые цепи, кабельные сети.
Основным видом ЭЦ в настоящее время является релейная централизация стрелок и сигналов, в которой для управления и контроля состояния объектов управления применяют релейную аппаратуру с высокой надежностью, обеспечивающую требования по безопасности движения поездов. Релейная централизация в соответствии с требованиями ПТЭ не допускает открытие входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь; перевод стрелки под составом; открытие сигналов, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение, а сигналы враждебных маршрутов не закрыты; перевод входящей в маршрут стрелки или открытие сигнала враждебного маршрута при открытом сигнале, ограждающем установленный маршрут.
На станциях в зависимости от числа стрелок, сигналов и размеров движения используют несколько разновидностей систем релейной централизации.
Релейная централизация с местными зависимостями и местными источниками питания (РЦМ).
Эту систему впервые начали эксплуатировать на малых станциях (до 15 стрелок). Релейная аппаратура и источники питания размещены в релейных будках или шкафах в горловинах станции. Унифицированный пульт устанавливают в помещении дежурного по станции (ДСП). Связь между пультом управления, релейной аппаратурой и объектами управления и контроля осуществляется по кабельным линиям. Перевод стрелок и открытие светофоров ДСП производят нажатием стрелочных и сигнальных кнопок на пульте управления.
При установке маршрута ДСП по отдельности нажимает стрелочные кнопки и переводит стрелки, входящие в маршрут, а затем нажимает сигнальную кнопку для открытия светофора, разрешающего движение поезда по маршруту. Такой способ установки маршрута получил название раздельного (индивидуального). Недостатком систем РЦМ является рассредоточенность аппаратуры и источников питания, что усложняет ее обслуживание и удорожает строительство.
Релейная централизация с центральными зависимостями и местными источниками питания (РЦЦМ).
В этой системе основную часть релейной аппаратуры размещают в станционном здании, где находится ДСП, или в центральной релейной будке вблизи от станционного здания. Часть релейной аппаратуры размещают в релейных шкафах, устанавливаемых у входных и выходных светофоров станции; источники питания размещают в батарейных шкафах по концам станции и у центральной релейной будки.
В данной системе сохранен принцип раздельного управления стрелками при установке маршрутов, как и в системе РЦМ. За счет большей централизации размещения релейной аппаратуры повышены эксплутационные и технические качества системы. Однако при современном уровне движения поездов устройства релейной централизации даже с частичной рассредоточенностью расположения аппаратуры и источников питания сильно затрудняют их обслуживание и становятся менее эффективными.
Систему РЦЦМ применяют ограничено, для управления удаленными стрелками раздельных пунктов.
Релейная централизация с центральными зависимостями, центральными источниками питания и раздельным управлением стрелками (РЦЦ).
В данной системе вся релейная аппаратура и источники питания размещены на центральном посту, находящемуся на территории станции. Управление ведется с аппарата в виде пульта-табло, на котором размещены стрелочные и сигнальные кнопки. Нажатием стрелочных кнопок осуществляют раздельный перевод стрелок, нажатием сигнальной кнопки открывают сигнал.
Недостатком данной системы является раздельное управление стрелками, при котором время на установку каждого сложного маршрута достигает 30-40 с, что при высокой интенсивности движения поездов приводит к задержкам поездов.