При эксплуатации автомобильных дорог атмосферный воздух загрязняется выхлопными газами автомобильных двигателей. Наиболее стойким и опасным ингредиентом при этом является окись углерода. Максимальная ее концентрация наблюдается у проезжей части дороги в часы пик. Максимальная концентрация угарного газа СОо, мг/м3 определяется по формуле Рябикова:
(7,33 + 0,026),(4.1)
где - интенсивность движения автобусов, авт/ч;
- коэффициент учета состава транспортного потока и его средней скорости;
- коэффициент учета влияния продольного уклона дороги.
В соответствии с формулой 4.1 определяется максимальная концентрация угарного газа на ныне действующем автовокзале:
= 50 авт/час;
= 1,17;
= 1,0.
= (7,33 + 0,026 50) 1,17 1 = 10,1 мг/м3.
В соответствии с формулой 4.1 определяется максимальная концентрация угарного газа на разрабатываемом автовокзале:
= 20 авт/час;
= 1,04;
= 1,0.
= (7,33 + 0,026 20) 1,04 1 = 8,2 мг/м3.
В соответствии с формулой 4.1 определяется максимальная концентрация угарного газа на разрабатываемом автовокзале от автобусов, работающих на маршрутах в Добрушском направлении:
= 3 авт/час;
= 0,95;
= 1,0.
= (7,33 + 0,026 3) 0,95 1 = 7,0 мг/м3.
Полученная концентрация окиси углерода у проезжей части дороги сравнивается с предельно допустимой концентрацией для атмосферы жилого массива 3 мг/м3 и определяется кратность превышения норматива.
Ширина санитарной зоны проектируемой дороги вычисляют исходя из концентрации угарного газа на расстоянии от дороги по формуле:
,(4.2)
где - максимальная концентрация угарного газа, мг/м3;
Поскольку в жилом массиве не превышает 3 мг/м3, то возможно решить это уравнение в отношении по формуле:
,
В соответствии с формулой 4.5 определяется ширина санитарной зоны дороги на существующем автовокзале: