При сезонном подъеме воды, часть грунта насыпи обводняется, следовательно, ухудшается строительные характеристики грунтов. При сезонном уменьшении уровня воды, вода начинает вытекать из тела насыпи. Из-за этого кроме постоянно действующих нагрузок и нагрузок от подвижного состава на насыпь действует гидродинамическая сила. Гидродинамическая сила определяется по формуле:
,
где D – гидродинамическая сила, т; I0 – уклон кривой депрессии; V – объем грунта, в котором действует гидродинамическая сила, м3.
Так как расчет ведется для 1 пог./м насыпи, то можно объем заменить на площадь.
.
Площадь части сползающего клина, насыщенного водой, м2:
.
Определение коэффициента устойчивости насыпи
Устойчивость насыпи характеризуется коэффициентом устойчивости, который должен находится в пределах 1,21,5. Коэффициент устойчивости определяется как:
К удерживающим силам относятся: - сила внутреннего трения; - сила сцепления; - вес грунта;
К сдвигающим силам относятся: - вес грунта; - гидродинамическая сила;
Кроме этого к сдвигающим силам относятся постоянная нагрузка от верхнего строения пути и временная нагрузка от подвижного состава. Эти две нагрузки заменяются фиктивными столбиками грунта.
Высота столбика заменяющего временную поездную нагрузку, м:
,
Где Рвр – временная поездная нагрузка; - объемный вес грунта насыпи.
м
Ширина столбика, м:
bвр – 2,75 м – для деревянных шпал.
Высота столбика заменяющего вес верхнего строения пути, м:
м
Ширина столбика заменяющего действие веса верхнего строения пути, м:
- для одного пути двухпутной линии.
При 2х путном участке воздействие временной поездной нагрузки заменяют двумя столбиками с расстоянием между двумя осями столбиков 4,1м.
Ширина основной площадки земляного полотна на однопутной линии 11,7 м.
Раскрыв значения удерживающих и сдвигающих сил, получим:
.
где - длина дуги отсека.
.