При изучении возможности перевозки по рациональному маршруту необходимо учитывать, что один и тот же груз позволяет выполнить перевозку разными типами подвижного состава.
При составлении сменно-суточного плана перевозок для расчета количественных характеристик транспортного процесса (требуемое количество подвижного состава, производительность, себестоимость, рентабельность перевозок, доход и прибыль и другие показатели) и для расчета оптимальных вариантов организации перевозок: часовых графиков, закрепления потребителей за поставщиками, оптимальных маршрутов используются персональные компьютеры с соответствующим программным обеспечением.
При установившихся хозяйственных связях и стабильных грузопотоках составление сменно-суточного плана и выдача заданий водителям могут значительно упрощаться. Водители закрепляются на постоянных грузопотоках, а задания им могут выписываться диспетчером непосредственно в пункте погрузки.