Целесообразно устанавливать приоритет выполнения заявок на перевозку, так как разные клиенты и разные виды перевозок могут иметь разную значимость для предприятия.
В зависимости от вида груза и его количества, расстояния перевозки, условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ диспетчер производит выбор типа подвижного состава и расчет потребного количества.
После приема всех заявок они заносятся в грузовую карту. Форма грузовой карты может быть различной в разных предприятиях, но, как правило, она всегда состоит из двух разделов. Первый раздел заполняется диспетчером, принимающим заявки, и содержит все сведения, необходимые для выбора типа автомобиля, расчета количества транспорта и составления маршрутов. В числе этих сведений может быть указано:
наименование заказчика;
маршрут перевозки (откуда и в какое время взять груз и куда доставить; при необходимости указывается время работы погрузочно-разгрузочных пунктов);
расстояние перевозки (указывается расстояние между пунктами погрузки и разгрузки, а также первый и второй нулевые пробеги);
наименование груза, его количество, род упаковки, способ погрузки и разгрузки;
фронт погрузки и разгрузки (возможное количество одновременно загружающихся автомобилей и автопоездов).
Второй раздел грузовой карты составляется диспетчером, планирующим работу автомобилей. Он должен определить по каждому заказчику необходимый тип подвижного состава, его количество, время выпуска, плановый объем работы, общий и груженый пробеги.
Для планирования работы автомобилей диспетчер должен иметь не только сводный план заявок, но и ведомость выхода автомобилей на следующий день. Автомобили, находящиеся в техническом обслуживании, неисправные или неукомплектованные не должны включаться в план работы. Трудность заключается в том, что на момент составления ведомости выхода (а она должна иметься до составления сменно-суточного плана) не все автомобили еще могут вернуться с линии, а их техническое состояние до возвращения неизвестно. Поэтому неизбежны корректировки и исправления составленного сменно-суточного плана работы транспорта. В первую очередь необходимо планировать выполнение наиболее важных перевозок.
Сменно-суточный план составляется после приема заявок до конца рабочего дня, а предварительная выписка путевых листов (без указания фамилии водителя и номера автомобиля в связи с возможной корректировкой во время выпуска) производится в вечернее или даже в ночное время. Из-за жестких ограничений по времени составления сменно-суточного плана и подготовки документов к выпуску автомобилей очевидной является необходимость столь же жесткого требования по срокам представления заявок от клиентов - до 14:00.
Все возможные резервы повышения эффективности транспортного процесса могут быть использованы только при условии рационального сменно-суточного плана перевозок.
Диспетчер, планирующий работу автомобилей, должен предусматривать использование прицепного парка, добиваться минимальных холостых пробегов, стремиться к максимальному использованию грузоподъемности автомобиля и времени в наряде. Если у двух или более заказчиков заявленный объем груза не обеспечивает полного использования времени в наряде, то надо планировать для них последовательную работу одного автомобиля.
Конкретное время прибытия автомобиля под погрузку согласовывается с заказчиком.
При составлении маршрутов необходимо учитывать возможность обратной загрузки транспорта в попутном направлении. Для этого диспетчер должен знать район выполнения перевозок, условия погрузочно-разгрузочных работ, наличие у грузоотправителя груза, готового к перевозке. Целесообразно чередовать работу сменного диспетчера с его работой на линии, так как это способствует лучшему знанию условий перевозок и более качественному составлению сменно-суточного плана.
Возможна ситуация, когда имеются заявки на перевозки грузов в прямом и обратном направлениях или на развоз товара в рядом расположенные торговые точки, но не совпадающие по времени. Один заказчик, например, заявляет транспорт на 1-ую смену, а другой - на 2-ую или заявки поданы на разные дни недели. Тогда диспетчер должен согласовать с клиентами перенос времени выполнения перевозок, чтобы обе заявки выполнить одним подвижным составом, обеспечив его максимальную загрузку и работу по рациональному маршруту.
Располагая информацией о наличии готового груза к перевозке в попутном направлении, диспетчер может предложить грузоотправителю его транспортировку даже при отсутствии заявки от грузоотправителя. Нередко это позволяет обеспечить загрузку автомобиля в обоих направлениях.