В ПК СФ «Агровод» помимо оказания основных производственных услуг занимается самостоятельным обслуживанием и ремонтом имеющейся в предприятии техники.
Первоначально предприятие организовывалось как механизированная колонна, это подразумевало большое количество техники и ее обслуживание, так как ремонт и обслуживание на стороне привело бы к высокой себестоимости перевозок, что на первоначальном уровне являлось основной деятельностью. Благодаря изначально качественному проекту с расчетом количества ремонтов и полным обеспечением оборудованием, предприятие полноценно укомплектовано, но большая часть из него устарела, список оборудования мастерской (приложение 2) и список подъемно – транспортного оборудования (приложение 3).
В настоящее время комплексная система технического обслуживания и ремонта машин предусматривает три стратегии:
по потребности после отказа – С1;
регламентированная в зависимости от наработки (календарного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий – С2;
по состоянию с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием) – С3.
Каждая их этих стратегий имеет свои преимущества и недостатки. При стратегии по потребности после отказа какой-либо составной части достигается полное использование ресурса машины и составляющих ее элементов. Но при этом снижется надежность (безотказность), увеличиваются простои машин по техническим причинам и связанные с этими простоями потери. При низкой надежности машины применение данной стратегии практически невозможно, так как поток отказов может парализовать работу в самый ответственный период. Сфера этой стратегии – устранение последствий случайных отказов, которые не удалось предотвратить.
Неприемлемо использование стратегии 1 для большинства операций технического обслуживания, носящих обязательный характер: замена масла, фильтрующих элементов, проверка уровня тормозной жидкости и др. Поэтому практически с начала механизации производства, работоспособность техники поддерживается на основе предупредительных стратегий обслуживания и ремонта: по регламенту С2 и по состоянию С3.
В первые годы доминировала планово-предупредительная стратегия назначения работ лишь в последние два-три десятилетия, по мере создания доступных средств диагностирования все большее распространение начала получать система назначения предупредительных ремонтно-обслуживающих работ по результатам оценки технического состояния. В целом система ТО и ремонта машин является планово-предупредительной.
Использование той или иной стратегии обусловливается большим количествам факторов, таких как безотказность машин, их стоимость, насыщенность парка, срочность работы, развитость системы технического сервиса, наличие и стоимость современных средств диагностирования, уровень подготовки кадров механизаторов и слесарей.
Обычно применяются все три стратегии технического обслуживания и ремонта. Например, замена перегоревшей лампочки – первая стратегия, замена моторного масла по достижении установленной наработки – вторая, регулирование клапана в двигателе по результатам заявочного диагностирования – третья.
На предприятии техническое обслуживание организовано по стратегии 2 и это объясняется:
во-первых, ее простотой и универсальностью, легкостью контроля за соблюдением принятых рекомендаций;
во-вторых, эффективностью групповых решений, дающих возможность получать относительно хорошие результаты.
Именно поэтому стратегия 2 оказалась столь привлекательной и используется на практике.
Техническое обслуживание машин выполняется при использовании их по назначению и хранении. Оно имеет целью систематический контроль технического состояния машин и выполнение работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждения отказов и неисправностей, устранения замеченных неисправностей.
В период использования машин предусмотрены следующие виды технического обслуживания: ежесменное (ЕТО), плановые (ТО-1, ТО-2), сезонные (СО), для тракторов (ТО-3).
Проведение плановых ТО регламентировано для автомобилей по пробегу, для тракторов и прочей строительной техники в мото-ч. Ежедневное и первое плановые ТО проводятся непосредственно водителями при необходимости с привлечением слесарей. Второе и третье (для тракторов) проводятся слесарями с применением доступного диагностического оборудования, по части двигателя осмотр и прослушивание осуществляет моторист.