|
|
Где
Vо = 40 км/ч;
VВ = V0 – 3.6jн t2; (9.10)
VС = VВ – 1,8jt3; (9.11)
VД = VС – 3.6jt4. (9.12)
Материалы раздела представить описательной теоретической частью, тормозной диаграммой и зависимостями Sо = ¦(Vо).
На основании материалов раздела дать вывод о характере торможения в зависимости от скоростных и дорожных условий.
10 Определение показателей устойчивости, маневренности
10.1 Устойчивость автомобиля
Устойчивость автомобиля непосредственно связана с безопасностью дорожного движения. Нарушение устойчивости выражается в произвольном изменении направления движения, его опрокидывании или скольжении шин по дороге. Различают поперечную и продольную устойчивость автомобиля. Более вероятна и опасна потеря поперечной устойчивости.
Показателями поперечной устойчивости автомобиля при криволинейном движении являются максимально возможные скорости движения по дуге окружности и угол поперечного уклона дороги. Оба показателя определяются из условий заноса или опрокидывания автомобиля.
Максимально допустимая скорость автомобиля по скольжению
Vcк = , (10.1)
где R – радиус дуги, м; φу – коэффициент поперечного сцепления,
φу = (0,5 – 0,85)φ, (10.2)
где φ – коэффициент сцепления шин с дорогой в продольном направлении, для асфальто- и цементобетонного сухого покрытия φ = 0,7-0,8; β – угол поперечного уклона.
Знак «+» в числителе и « - » в знаменателе берутся при движении по уклону, наклоненному к центру поворота дороги, если же он наклонен в сторону, противоположную центру поворота дороги, то в числителе ставится знак « - », а в знаменателе «+».
При β = 0
Vcк = . (10.3)
Максимально допустимая скорость по опрокидыванию
Vопр = , (10.4)
где hц – ордината центра масс груженого автомобиля, м; В – колея автомобиля, м.
При β = 0
Vопр = . (10.5)
Потеря автомобилем продольной устойчивости выражается в буксовании ведущих колес, что наблюдается при преодолении автопоездом затяжного подъема со скользкой поверхностью. Показателем продольной устойчивости автопоезда в составе с прицепом служит максимальный угол подъема, преодолеваемого автомобилем без буксования ведущих колес
tgβбук = , (10.6)
где а – расстояние от центра масс автомобиля-тягача до оси передних колес, м; L – база автомобиля-тягача, м; hц – высота сцепного устройства прицепа, м; Gа – вес автомобиля-тягача, т; Gпр – вес прицепа, т.
Для одиночного автомобиля (автопоезда в составе с полуприцепом)
tgβбук = , (10.7)
где а – расстояние от центра масс груженого транспортного средства до оси передних колес, м.