При развитии автомобильной промышленности все больше размещение агрегатов базируется снизу. Это обусловлено безопасностью при авариях. Поэтому основные работы проводятся в нижней части автомобиля. Это и частичный ремонт двигателя и ремонт подвески, которая в связи с некачественным дорожным покрытием довольно часто выходит из строя. Легковые автомобили исходя из динамических характеристик, небольшие. И для удобства обслуживания и сокращения времени проводимых работ требуются различные технические решения по подъему автомобилей.
Гаражное оборудование подразделяется на осмотровое, подъемно-осмотровое, подъемно – транспортное и транспортирующее оборудование и предназначены для обеспечения доступа при ТО и ремонте к узлам и агрегатам автомобилей для их монтажа – демонтажа и осуществления внутри гаражных транспортировок.
К осмотровому оборудованию относятся осмотровые канавы и эстакады.
К основному подъемно – осмотровому оборудованию относятся подъемники различного типа; а к вспомогательному – гаражные домкраты, опрокидыватели автомобилей и другие устройства.
Вышеуказанные виды оборудования в зависимости от конструкции, назначения и способа установки могут быть стационарными либо передвижными, а по диапазону выполняемых работ по различным моделям автомобилей – универсальными или специализированными.
К подъемно-транспортному оборудованию предъявляются следующие основные требования:
· обеспечение максимальных удобств для рабочих;
· надежность в работе, включая страховку и фиксацию (например, вывешенных автомобилей), а также надежность крепления различных узлов и агрегатов автомобилей при производстве монтажно-демонтажных работ и их транспортировке, т.е. обеспечение безопасности работ;
· уменьшение габаритов и металлоемкости конструкций оборудования с одновременным повышением маневренности на ограниченных производственных площадях;
· уменьшение энергоемкости за счет использования новейших технологий;
· легкость в управлении и простота обслуживания;
· стоимость оборудования не должна превышать разумных пределов с целью его быстрой окупаемости.
При выборе наиболее оптимальной модели оборудования для конкретного производства следует учитывать и санитарно-гигиенические аспекты его использования, а также зарубежный опыт. Например, по данным обзорной НТИ в США нет ни одной осмотровой канавы для ТО автомобилей, применяются исключительно подъемники самых разнообразных моделей, именно потому, что они обладают целым рядом существенных преимуществ перед осмотровыми канавами, а именно:
· ниже стоимость;
· автомобиль можно поднять на любую (удобную) высоту, в зависимости от роста рабочего и вида проводимых работ;
· лучше доступ к узлам и агрегатам, легче механизировать их монтаж - демонтаж;
· при работе на подъемниках лучше естественная вентиляция и освещение, легче механизировать уборку помещений.
На рисунке 1 хорошо видна возможность доступа снизу и сбоку к агрегатам автомобиля на канавах различного типа. Канавы используют для тупиковых и прямоточных постов, а также для поточных линий ТО. Классификация канав представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Виды осмотровых канав
Основу канав составляют обычно железобетонные конструкции (рисунок 2). Внутри облицовывают белой кафельной плиткой. На пол иногда устанавливают деревянный решетчатый настил 5. В верхней части по периметру канав во избежание съезда колес автомобилей делают бетонные или металлические реборды 3 (высотой до 150 мм). В боковых стенах делают ниши 4 со скосом верхней кромки для установки ламп дневного освещения и ниши 1 для временного складирования инструмента и деталей. Для удаления токсичных, веществ отработанных газов, стремящихся ввиду большой плотности концентрироваться в канавах, используют мощный воздушный поток приточной вентиляции или устанавливают в нижней части воздушные коллекторы для подачи теплого воздуха от специальных калориферов. Ширину канав делают с учетом колеи автомобилей, длину – на 1 м больше длины автомобиля (для обеспечения возможности выемки снятия агрегатов).