Система зажигания батарейная, контактно-транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В. Она состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора, коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжений.
Надёжная и экономичная работа двигателя зависит от бесперебойной работы системы зажигания. Для устранения радиопомех, вызываемых системой зажигания, провода высокого напряжения имеют распределённое сопротивление, а наконечники свечей – подавательные резисторы. Схема системы зажигания показана на рис. 18.
Техническая характеристика системы зажигания
Порядок зажигания |
1 – 2 – 4 – 3 |
тип распределителя |
Р147-Б |
чередование искр через, град |
45° ± 1° |
зазор между контактами прерывателя, мм |
0,4 – 0,5 |
угол замкнутого состояния контактов, град |
47,5 – 52,5 |
сила натяжения пружины прерывателя, кгс |
0,5 – 0,6 |
максимальный угол опережения зажигания по кулачку прерывателя, обеспечиваемый центробежным регулятором, град |
9,5 – 11,5 |
частота вращения валика распределителя с бесперебойным искрообразованием при работе с катушкой зажигания Б114-Б на трёхэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм (проверяется на стенде при 20 °С), об/мин |
2500 |
катушка зажигания |
Б114-Б |
свечи зажигания |
А14-Д |
величина искрового промежутка в свечах, мм |
0,7–0,85 |
добавочный резистор |
СЭ107 |
коммутатор |
ТК102 |
наконечник свечи |
35.3707 |
Катушка зажигания
Катушка зажигания Б11-Б служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Она представляет собой трансформатор, на железном сердечнике которого намотана вторичная, а сверху неё первичная обмотка. Сердечник с обмотками установлен в герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом высоковольтной пластмассовой крышкой.
Для предохранения от возможного пробоя пластмассовой крышки катушку регулярно очищать от грязи, пыли и масла, проверять надёжность крепления проводов высокого и низкого напряжения.
При неработающем двигателе не оставлять включённым зажигание во избежание перегрева катушки, приводящего к выходу её из строя. Ввиду того, что один конец вторичной обмотки соединён с корпусом катушки, при её установке на автомобиль обеспечить надёжный электрический контакт между кронштейном катушки и кузовом автомобиля.
Применение других типов катушек зажигания недопустимо.
Причины неисправностей катушки зажигания:
пробой изоляции;
межвитковое замыкание;
сколы и трещины пластмассовой крышки;
прогар крышки катушки зажигания из-за недосыла высоковольтного провода в гнездо.
В обмотках катушки дефекты чаще всего появляются из-за их перегрева и работы с увеличенными зазорами свечей. Перегрев происходит главным образом при включённом зажигании и незаведённом двигателе.
Прежде чем снять катушку для замены, убедитесь в исправности и надёжности присоединения проводов к клеммам катушки и проверить её на специальном стенде СПЗ-8 совместно с транзисторным коммутатором, добавочным резистором и распределителем.
Исправная катушка должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на трёхэлектродном игольчатом разряднике с искровым зазором в 7 мм при 2500 об/мин валика распределителя и окружающей температуре 20 °С. Катушку, не удовлетворяющую эти требованиям, заменить.