Средний модуль упругости:
Отношение среднего модуля упругости дорожной одежды к модулю упругости грунта:
Отношение общей толщины дорожной одежды к диаметру отпечатка следа колеса расчетного автомобиля
По этим данным с помощью номограммы при φгр =180 находим τа,max/р = 0.016 МПа, τа,max =0.096 МПа, τа,m =0.0004МПа.
Полное активное напряжение сдвига:
0.0086≤0.012 МПа
Процент запаса напряжения сдвига в грунте:
Расчет дорожной одежды по условию сдвига в песчаном подстилающем слое
Определяется средний модуль упругости слоев, лежащих выше песчаного:
, МПа,
МПа,
Модуль упругости на поверхности песчаного слоя =125 МПа.
Вычислим отношения = и =
Находим по ним с помощью номограммы активное напряжение сдвига в песчаном слое от временной нагрузки: τа,max/р=0.0035, откуда τа,max=0.00225 МПа, τа.b= -0.0038 МПа
Полное активное напряжение сдвига
=0.00225 – 0.0038= – 0.00155 МПа.
Расчет асфальтобетонного покрытия на растяжение при изгибе
Условие прочности дорожной одежды в этом случае выражается неравенством
,(4.4)
где σr – наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое, определяемое по формуле;
Ru– сопротивление растяжению при изгибе нижнего слоя для асфальтобетона – Ru=1,15 МПа; для щебеночного материала, обработанного вязкими битумами в установке Ru=1,0 МПа.
,
где 1,15 – коэффициент динамичности;
– максимальное удельное растягивающее напряжение.
Средний модуль упругости покрытия
, МПа.
МПа,
Вычисляем отношения = и =
По номограмме по полученным данным определяем =0.6 МПа Рассчитывается растягивающее напряжение в нижнем слое и проверяется выполнение условия прочности по выражению
=1.15∙0.6=1.1 МПа ≤ Rи – условие прочности выполняется.
Расчет верхнего слоя щебеночного основания на растяжение при изгибе
Условие прочности выражается неравенством ≤ Rи
Вычисляются отношения и ,
=
по этим данным по номограмме находим =0.64 МПа. Определяем наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое по формуле = 1.15∙0.6∙0.64=0.44<Rи – условие прочности.