Назначение колец: уплотнять, надпоршневое пространство, отводить теплоту (от поршня через кольца отводиться 60…70% теплоты), регулирование толщины несущего масляного слоя (от 6 до 12 мкм).
В зависимости от номера кольца к нему предъявляются разные требования. Различают кольца по сечению и по виду рабочей поверхности.
Расчет первого компрессионного кольца
t = 4,0 мм – радиальная толщина кольца;
Е = 1,2×105 МПа – модуль упругости материала кольца;
m = 1,57 – коэффициент зависящий от способа надевания кольца на поршень (ручной способ);
tК = 310 С° - температура кольца;
tЦ = 170 С° - температура цилиндра;
aК = 11×10-6 1/С°– коэффициент линейного расширения материала кольца;
aЦ = 11×10-6 1/С°– коэффициент линейного расширения материала цилиндра;
DСВ = 13 мм – зазор в свободном состоянии;
DСМ = 0,6 мм – зазор в смонтированном состоянии;
D = 0,07 мм – минимально допустимый зазор в замке кольца во время работы двигателя (0,06…0,08 мм).
D = 1,5 мм – максимально допустимый зазор в замке кольца во время работы
.
Отношение разности между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состояниях к толщине кольца: (должно быть 3,0…4,0) .
Среднее радиальное давление прижатия кольца:
.
Допустимое значение для компрессионного кольца находятся в пределах 0,18…0,20 МПа.
Максимальное напряжение, возникающее в кольце при его работе:
, ;
Напряжения при надевании кольца на поршень:
,
.
Монтажный зазор в замке поршневого кольца (должен лежать а пределах 0,35…0,52):
;
Тангенциальная сила прижатия кольца за счёт упругости:
Рис. 5.2 Эпюра давлений компрессионных колец:
а) первое компрессионное кольцо; б) второе компрессионное кольцо
.
Таблица 5.1
Значения радиальных давлений поршневого кольца на стенку цилиндра
j° |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
|
1,05 |
1,05 |
1,14 |
0,90 |
0,45 |
0,67 |
2,85 |
P, МПа |
0,234 |
0,234 |
0,254 |
0,201 |
0,100 |
0,149 |
0,636 |
Рассчитанные выше параметры напряженно – деформированного состояния поршневых колец дизеля свидетельствуют о том, что они работоспособны.
Расчет поршневого пальца
Поршневой палец характеризуется ударным характером приложения нагрузки, затрудненным подводом смазки, нагреванием днища поршня. Во время работы двигателя поршневой палец подвергается воздействию переменных нагрузок, приводящих к возникновению напряжений изгиба, сдвига, смятия и овализации. Поэтому при выборе материала пальца необходимо решить компромиссную задачу – материал должен быть не хрупким (пластичным), а также износостойким, т. е. к материалу предъявляются требования высокой прочности и вязкости. Этим требованиям удовлетворяют цементированные малоуглеродистые и легированные стали. Для изготовления поршневого пальца применяем сталь 12ХН3А с цементацией на глубину 0,8…1,2 мм и закалкой до твердости HRC 58…65.