Управление судами и составами требует от судоводителя большого опыта, внимания, а также понимания характера сил и моментов, действующих на судно в различные периоды этой операции. Сложность рассматриваемых маневров появляется вследствие стесненных габаритов аванпортов, подходных каналов и камер шлюзов, а также наличия ветра и течения.
Судоводитель должен принимать во внимание то, что управление судном на мелководье резко осложняется, вследствие увеличения просадки кормовой части судна возникает опасность касания днищем дна русла реки или канала, где запасы воды под днищем судна являются наименьшими. В результате чего возникает опасность повреждения корпуса. А повышенная рыскливость судна, особенно при расхождении с другими судами на узком мелководном фарватере, может привести к аварийным ситуациям. Поэтому при следовании мелководными участками водного пути судоводителю необходимо быть особенно внимательным к увеличению просадки корпуса судна и ограничивать скорость движения вплоть до минимальных значений, при которых сохраняется управляемость судна, зависящая еще и от метеорологических условий плавания.
В данной работе в результате расчетов были получены следующие параметры безопасного движения по Волго-Донскому каналу грузового теплохода пр.05074, которые могут быть использованы судоводителями при прохождении по данному участку:
1. Безопасная скорость движения в канале 8,2 км/ч.
2. Безопасная скорость при расхождении в канале 8,3 км/ч.
3. Безопасное траверзное расстояние при расхождении судов 18,5 м.
4. Безопасная скорость захода в шлюз 1,5 км/ч.
В результате анализа условий плавания и расчетов параметров основных элементов маневрирования было получено обоснование возможностей безопасной и эффективной работы судов типа "Волжский" на линии Астрахань - Кавказ.
Известно, что на внутреннем водном транспорте продолжает доминировать глазомерный метод судовождения. Это обусловлено специфическими особенностями работы речных судов, которые характеризуются стесненными габаритами судовых ходов, их извилистостью, требующей частого изменения курса, наличием мостов, шлюзов и других сооружений, осложняющих управление судами, значительным влиянием на движущиеся суда гидрометеорологических факторов.
В данной дипломной работе по известным методикам были приведены расчеты большинства элементов маневрирования и движения судна, указанных в перечне задач.
Как показывает практика судовождения, полученные расчетные характеристики маневров и движения судна в условиях плавания по каналу достаточно полно отражают реальную ситуацию и могут быть использованы как информация для принятия рабочих решений при проводке судов данного типа на этом сложном водном пути.
Подготовка расчетно-аналитической информации для использования в практике судовождения всегда применялась и имеет постоянную перспективу развития как одно из важнейших средств повышения безопасности плавания судов.