Функционирование системы пригородных пассажирских перевозок зависит от изменений Объема перевозок пассажиров по сезонам года, дням недели, часам суток и участкам маршрута. Знание закономерностей изменения величины объема перевозок пассажиров во времени на маршрутной сети позволяют принимать обоснованные решения по организации перевозок пассажиров.
Данные о размерах и характере часовых потоков служат основанием для выбора эффективного типа транспортных средств и их числа, выбора формы движения транспортных средств на маршрутах, расчета показателей, характеризующих движение транспортных средств, составления расписания движения, разработки эффективных графиков работы автобусных бригад, а также позволяют достичь оптимального соответствия провозных способностей пригородного пассажирского транспорта величине пассажиропотока.
Для успешного решения задач стоящих перед транспортниками в сфере удовлетворения спроса на пассажирские перевозки необходимо иметь исчерпывающую и своевременную информацию об изменениях объемов перевозок. Эта информация позволяет всесторонне проанализировать состояние перевозок, выявить недостатки, прогнозировать дальнейшее развитие перевозок пассажиров и многое другое.
Анализируя данные изменения объемов перевозок пассажиров по месяцам, представленные в приложении Г, можно сделать следующие выводы:
- наибольший объем перевозок пассажиров приходится на июль и составляет 251 771 пасс/месяц;
- наименьший объем пассажиров приходится на февраль и составляет 26 069 пасс/месяц.
Графическое отображение изменения объемов перевозок пассажиров в пригородном сообщении по месяцам представлено на рисунке 1.2 – 1.9 .
Рисунок 1.2 - Диаграмма изменения объемов перевозок пассажиров по месяцам на маршруте Гомель - Добруш.
На маршруте Гомель – Добруш наибольшее количество пассажиров было перевезено в июле - 7434 пассажиров; наименьшее в сентябре - 1767 пассажиров.
Коэффициент неравномерности пассажиропотока по месяцам определяется по формуле:
QMAX/QСР, (1.1)
где QMAX – объем перевозок пассажиров в наиболее напряженный месяц года, пасс.;
QСР – средний объем перевозок пассажиров, пасс.
В соответствии с формулой 1.1 определяется коэффициент неравномерности пассажиропотока на маршруте Гомель – Добруш:
QMAX = 7433 пассажиров, (приложение Г.1);
QСР=5110+5201+6222+6546+6862+6918+7434+5813+1767+6866+562+ +6079) / 12 = 5870 пассажиров.
7443 / 5870 = 1,26.
Рисунок 1.3 - Диаграмма изменения объемов перевозок пассажиров по месяцам на маршруте Гомель – Жгуно-Буда.
Рисунок 1.4 – Диаграмма изменения объемов перевозок пассажиров по месяцам на маршруте Гомель – Крупец.
На маршруте Гомель - Жгуно-Буда (рисунок 1.3) наибольшее количество пассажиров было перевезено в сентябре - 7418 пассажиров; наименьшее в апреле - 435 пассажиров.
На маршруте Гомель – Крупец (рисунок 1.4) наибольшее количество пассажиров было перевезено в марте - 6129 пассажиров; наименьшее в мае- 203 пассажира. Это связано с тем, что в маршрут Гомель – Крупец был включен так же зимний маршрут Гомель – Крупец – Жгуно-Буда. Такие низкие объемы перевозок в летний период обуславливаются тем, что на маршруте Гомель - Крупец в основном работают автобусы малой вместимости “Газель”.
В соответствии с формулой (1.1) определяется коэффициент неравномерности пассажиропотока на маршруте Гомель – Жгуно-Буда:
QMAX = 7433 пассажиров, (приложение Г.1);
QСР =(435+1581+1961+4759+1933+7418) / 6 = 3015 пассажиров.
7418 / 3015 = 2,46.
В соответствии с формулой 1.1 определяется коэффициент неравномерности пассажиропотока на маршруте Гомель – Крупец:
QMAX = 6129 пассажиров, (приложение Г.1);
QСР =(6086+4625+6129+373+203+666+357+451+339+637+6108+5532)/12 = =2625 пассажиров.
6129 / 2625 = 2,33.
Рисунок 1.5 - Диаграмма изменения объемов перевозок пассажиров по месяцам на маршруте Гомель – Рудня-Споницкая.
На маршруте Гомель – Рудня-Споницкая максимальный пассажиропоток наблюдался в июле - 4988 пассажира; минимальный в октябре - 1257 пассажиров.
В соответствии с формулой (1.1) определяется коэффициент неравномерности пассажиропотока на маршруте Гомель – Рудня-Споницкая: