Средства навигационного оборудования. Берега южной части Балтийского моря хорошо оснащены визуальными средствами навигационного оборудования, обеспечивающими безопасный подход к берегам, плавание по основным проливам, проходам и фарватерам и подход к портам, гаваням и якорным местам. Многие опасности ограждаются светящими и несветящими буями и вехами. В условиях понижения видимости безопасность плавания обеспечивается системой GPS, и различными средствами туманной звуковой сигнализации. Большая часть береговых и плавучих средств навигационного ограждения действует в течение всего года. На надежность местоположения буев и вех, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя.
Порты и якорные места. Южный берег Балтийского моря от мыса. Розеве до острова Рюген отличается малой изрезанностью, поэтому бухт и заливов, в которых суда могли бы укрыться от ветров и волнения, здесь почти нет. У этого участка берега расположены порты Устка, Дарлово, Колобжег, Свиноуйсьце и Щецин. Западная часть южного берега Балтийского моря довольно сильно изрезана; здесь находятся обширные, хороню укрытые от ветров и волнения бухты Мекленбургская, Килер-Фёрде, Эккернфёрдер-Бухт и Фленобургер-Фёрде. В этом районе расположены порты Засниц, Штральзунд, Росток, Варнемюде, Висмар, Любек, Травемюнде, Киль и Фленсбург.
У северного берега южной части Балтийского моря расположено несколько портов и много гаваней. Наиболее важными являются порты Карлскруна, Истад и Треллеборг. Кроме того, в шхерах имеется много якорных и погрузочных мест. Погрузочные места представляют собой, как правило, одно или несколько якорных мест, где производится погрузка судов с воды; некоторые погрузочные места имеют небольшие причалы.
Ремонтные возможности и снабжение. Ремонт корпуса и судовых механизмов производится почти во всех крупных портах. В этих же портах возможно пополнить запасы топлива, воды и продовольствия.
Спасательная служба. В южной части Балтийского моря имеется сеть спасательных станций; в крупных портах есть спасательные суда. Местоположение спасательных станций и их оборудование приведено в навигационном описании.
Гидрометеорологический очерк Балтийского моря.
Климат описываемого района характеризуется большой влажностью и облачностью, значительным развитием туманов в холодный (ноябрь — март) период года, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение года, преобладающими ветрами западных направлений и сравнительно небольшими колебаниями температуры воздуха в течение года. Господствующими являются юго-западные и западные ветры, нередко достигающие силу шторма. Весна холодная и затяжная. Осадки выпадают реже, чем зимой, и штормовая деятельность к концу сезона значительно ослабевает. Увеличивается повторяемость ясного неба, и уменьшается повторяемость туманов.
Лето умеренно теплое, жаркая погода бывает редко и продолжается недолго. Значительно реже, чем зимой и осенью, наблюдаются туманы. Уменьшается повторяемость пасмурного неба, но заметно увеличивается количество осадков, выпадающих о виде ливней. Климат описываемого района формируется под влиянием общей циркуляции атмосферы, обусловливающей перенос теплых и влажных воздушных масс с Атлантического океана. Кроме того, существенное влияние на климат оказывает Северо-Атлантическое течение, приносящее к берегам северо-западной части Европы большие массы теплой воды, часть которой через проливы Каттегат, Большой и Малый Бельты и Зунд поступает в Балтийское море.
Для описываемого района характерны шесть типов погоды: северо-восточный, юго-восточный, юго-западный, северо-западный, слабоветреный ясный и неустойчивый пасмурный.
Температура и влажность воздуха. Самыми холодными месяцами года являются январь и февраль, средняя месячная температура которых изменяется от —2° до 4°, причем в открытом море она выше, чем на побережье. Наименьшая температура в эти месяцы колеблется от —20° до —30°, а наибольшая от 10° до 15°.