При расчете на прочность вагонов и их частей (согласно нормам МПС) должны учитываться: вертикальная и боковая нагрузки; продольные силы; усилия, связанные с торможением; усилия распора сыпучих и навалочных грузов; усилия, прикладываемые к вагону при ремонте. Все перечисленные нагрузки при расчете условно принимаются действующими статически.
При выполнении данного раздела курсового проекта необходимо определить:
1) вертикальные статические и динамические нагрузки, действующие на подпятник надрессорной балки, рессорный комплект и боковую раму тележки;
2) боковые нагрузки, действующие на подпятник тележки;
3) дополнительные вертикальные и продольные нагрузки, действующие на переднюю по ходу движения тележку и обусловленные силами инерции.
Вертикальные нагрузки, действующие на детали тележки
Вертикальная статическая нагрузка на любую деталь вагона при расчете на прочность рассчитывается с учетом ее собственного веса:
Рст = (Рбр – Рч)/m, (4.1)
где Рбр – сила тяжести вагона брутто, тс;
Рч – масса частей и укрепленного на них оборудования, через которые передается нагрузка от рассчитываемой детали вагона на рельсы, тс;
m – число одноименных, параллельно загруженных деталей.
Исходя из этого, вертикальная статическая нагрузка на подпятник тележки определяется по формуле:
Рстподп = [Рбр – (Рк.п.(б) mо + Рб.р. nб.р. + Рр.к. nр.к.)]/m1, (4.2)
где Рк.п.(б) =1,4 т − масса колесной пары с буксами;
Рн.б.=0,57 т − масса надрессорной балки;
Рб.р. =0,42 т − масса боковой рамы тележки;
Рр.к. = 0,36 т − масса рессорного комплекта тележки;
nб.р. = 4 – число боковых рам в тележках под вагоном;
nн.б. =4 – число надрессорных балок;
nр.к. = 4 – количество рессорных комплектов под вагоном;
m1 = 2 – количество подпятников на вагоне.
Рстподп = [96– (1,4 ×4 + 0,42×4 + 0,36×4)]/2=43,64 тс.
Вертикальная статическая нагрузка на рессорный комплект определяется по формуле:
Рст(р.к.) = [Рбр – (Рк.п.(б) mо + Рб.р. nб.р )]/nр.к., (4.3)
Рст(р.к.)= [96 – (1,4×4+0,42×4)]/4=22,18 тс,
на боковую раму тележки:
Рст(б.р.) = [Рбр – Рб.р nб.р.]/nб.р. (4.4)
Рст(б.р.)=(96 −0,42.4)/4=23,54 тс.
Вертикальная динамическая нагрузка
Вертикальная динамическая нагрузка Рд возникает при движении вагона по рельсовому пути вследствие ускорения массы вагона и груза при колебаниях на рессорах и прохождении неровностей пути. Она определяется умножением статической нагрузки на коэффициент вертикальной динамики кд.в.:
Рд = Рсткд.в. (4.5)
Расчетный коэффициент вертикальной динамики рассчитывается по формуле:
кд.в. = , (4.6)
где – среднее значение коэффициента вертикальной динамики;
β – параметр распределения, для деталей грузовых вагонов при существующих условиях эксплуатации β = 1,13;
Р(кд.в.) – доверительная вероятность, при расчете на прочность по допускаемым напряжениям рекомендуется принимать Р(кд.в.) = 0,97.
После подстановки в (4.6) значений β и Р(кд.в.), получаем следующее выражение для коэффициента вертикальной динамики для грузовых вагонов:
кд.в. = =1,87×,
кд.в. =1,87× (4.7)
Среднее значение определяется по формулам:
при U ≥ 15 м/с (≈ 55 км/ч)
= а + 3,6в×10- 4× (V-15)/fст, (4.8)
где а =0,05 – коэффициент, принимается равным для элементов кузова 0,05; для обрессоренных частей тележки = 0,1; для необрессоренных частей тележки (за исключением колесных пар) =0,15.
в = =1- коэффициент, учитывающий осность тележки;
тт – число осей в тележке;
v=33,3 – скорость движения вагона, м/с;
fст – статический прогиб рессорного подвешивания, м.
Статический прогиб рессорного подвешивания рассчитывается конкретно для проектируемого вагона исходя из нагрузки, действующей на рессорный комплект, и жесткости рессорного комплекта Ср.к.:
fст = Рст(р.к.)/Ср.к. (4.9)
Исходя из того, что в каждом рессорном комплекте двухосной тележки устанавливается по семь двухрядных пружин, работающих параллельно, суммарная жесткость рессорного комплекта: