Транспортное обеспечение предприятия решает задачи, связанные с перемещением грузов различными транспортными средствами. Роль транспорта в логистической цепи поставок товаров определяется двумя основными факторами:
Затраты на транспортировку сырья, материалов, готовой продукции являются преобладающими в структуре логистических издержек.
Транспорт оказывает значительное влияние на затраты в сфере основной деятельности компаний - заказчиков транспортных услуг.
Роль транспорта в повышении экономической эффективности основной деятельности компаний наглядно проявляется в применении технологии «точно вовремя» (Just in time). При доставке требуемых грузов в заранее установленные сроки не требуется содержание складского хозяйства (это экономит затраты на использование земельных площадей, строительство зданий, оплату персонала, приобретение технологического оборудования) и ускоряется оборачиваемость капитала.
Вместе с тем работа по жесткому расписанию увеличивает нагрузку на управленческий аппарат по планированию, контролю и диспетчеризации поставок. В случае непредвиденных сбоев в нарушении графика перевозок участники несут значительные финансовые потери. Если грузоотправитель не успел подготовить груз к перевозке в оговоренное время, то он все равно оплачивает использование транспорта, как если бы перевозка состоялась [1, с. 30].
В первую очередь принципы логистики применены при перевозке массовых грузов (например, нефтепродуктов) на технологических маршрутах между отправителями и получателями. Для таких перевозок выделяются специальные магистральные пути железнодорожного транспорта. Грузы перевозятся по жесткому расписанию, что делает ненужным создание у потребителей запасов сырья и топлива.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
транспорт общего пользования, оказывающий транспортные услуги владельцам грузам на коммерческой основе;
транспорт, принадлежащий владельцам грузам и обеспечивающий их потребности в перевозках.
К основным задачам транспортного обеспечения логистики относят:
выбор транспортно-технологической схемы доставки;
выбор перевозчика, включающий в себя определения вида транспорта, оператора перевозки (транспортно-экспедиционного предприятия) и типа транспортного средства;
согласование транспортного процесса с работой склада;
размещения грузов внутри транспортного средства;
маршрутизации перевозок и контроля движения груза в пути;
обеспечения сохранности груза во время перемещения;
совместное планирование различных видов транспорта в случае мультимодальных перевозок.
Решение этих задач является предметом деятельности менеджеров по логистике.
Компании-владельцы груза используют в своей деятельности два основных способа перевозок:
мультимодальный (перевозка грузов последовательно двумя или более видами транспорта);
унимодальный (перевозка грузов только одним видом транспорта).
Терминологию в области транспортировки грузов в настоящее время нельзя считать полностью устоявшейся. Для перевозок несколькими видами транспорта используют также термины:
интермодальная перевозка (грузовладелец заключает договор на весь путь следования с одним лицом, называемым оператором перевозки; грузовая единица при этом не подлежит переформированию);
смешанная перевозка (перевозка не более, чем двумя видами транспорта);
комбинированная перевозка (перевозка двумя или несколькими видами транспорта с обязательным участием автомобильного, который подвозит груз на максимально короткое расстояние к магистральному виду транспорта).