Количественная оценка объемов топливопотребления, валовых выбросов вредных веществ парком машин осуществляется с использованием методики, в которой предусмотрено решение дифференциального уравнения численности парка по времени t вида:
(6.1)
где N(t) – численность парка АТС в год t;
wп, λп – показатели поставок АТС в парк и выбытия их из парка;
a, b – коэффициенты, учитывающие переменность во времени показателей под влиянием различных факторов.
Пробег автомобилей АТС с начала эксплуатации также оказывает заметное влияние на выбросы и потребление ресурсов.
Технически исправный автомобиль всегда используется на линии, его годовой пробег в t=1,2,3…,n год с начала эксплуатации определим по формуле:
(6.2)
где L0 – пробег нового автомобиля в первый год эксплуатации.
Одновременно с корректировкой пробега в каждой из k возрастных групп по m моделям АТС осуществляется корректировки расходов топлива и выбросов вредных веществ по формулам:
(6.3)
(6.4)
где wjo, QSO – пробеговый выброс j-го вещества и расход топлива подвижным составом;
kwj(t), kQS – поправочные коэффициенты.
Валовые выбросы и расход топлива по каждой возрастной группе и по рассматриваемой модели АТС определяют по формуле:
(6.5)
(6.6)
где m – число моделей АТС в парке.
Удельные выбросы транспортных потоков оценивают по методикам ЕС и определяются по формуле:
(6.7)
Значения коэффициентов (г/(авт∙км)) уравнения 6.7 представлены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 – Значение коэффициентов регрессии
Показатель |
А1 |
А2 |
А3 |
R2 |
СО2 |
119,67 |
- 0,816 |
0 |
0,96 |
СО |
2685,1 |
8,104 |
0 |
0,953 |
СН |
350,06 |
7,8969 |
0 |
0,973 |
NOx |
1227,3 |
- 30, 973 |
0,0491 |
0,915 |
Твердые частицы |
11,81 |
- 0,1558 |
0 |
0,93 |
Расход топлива |
39,89 |
- 0,272 |
0 |
0,959 |
При замеренных интенсивностях в составе транспортных потоков на участке дорожной сети выбросы вредных веществ и расходы топлива определяются расчетным путем.
Уровень шума транспортного потока определяется интенсивностью и составом потока. Увеличение средней скорости транспортного приводит к повышению шума. Эквивалентный уровень шума потока можно снизить на 2-3,5 дБА, если шум одиночных легковых автомобилей в составе снизить с 78 до 75 дБА, а грузовых – с 85 до 80 дБА. Эквивалентный уровень транспортного шума на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения определим по формуле: