К международным перевозкам относятся перевозки пассажиров с пересечением по крайней мере одной государственной границы.
Международные маршруты организуют и эксплуатируют в соответствие с международными конвенциями и договорами.
Международные перевозки пассажиров автобусами должны проходить по автодорогам общего пользования открытым для международного сообщения и удовлетворяющим требованиям безопасности движения.
Автобусы, выполняющие перевозку пассажиров, находящиеся на территории иностранного государства, попадают под действие законодательства данного государства в части уплаты налогов и сборов, связанных с осуществлением перевозок.
Нерегулярной международной перевозкой пассажиров автобусами считается перевозка пассажиров и багажа, при которой условия ее осуществления определяются в каждом отдельном случае по согласованию между заказчиком и перевозчиком.
Международные автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении могут быть организованы по следующим схемам:
─ "маятниковые" перевозки - многоразовые перевозки пассажиров, организованные для доставки из одного и того же пункта отправления в один и тот же пункт назначения заранее организованных групп пассажиров. Каждая группа состоит из пассажиров, которые перевозятся в одном направлении и возвращаются в пункт отправления в ходе одной из последующих обратных поездок одним и тем же автомобильным перевозчиком. Посадка и высадка пассажиров при выполнении "маятниковой" перевозки на промежуточных пунктах маршрута не допускаются. Первый обратный рейс из пункта назначения и последний рейс в пункт назначения каждой серии "маятниковых" перевозок осуществляются без пассажиров. При выполнении таких перевозок с согласия компетентных органов государств может совершаться обратный рейс с другой группой или другим автомобильным перевозчиком либо производиться посадка и высадка пассажиров в течение обратного рейса;
─ кольцевой тур при закрытых дверях - автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые на одном и том же транспортном средстве, которое перевозит одну и ту же группу пассажиров по всему маршруту и доставляет их в тот же пункт отправления;
─ перевозка пассажиров в пункт назначения, обратно без пассажиров - перевозка, при которой пассажиры перевозятся в пункт назначения, а при возвращении в транспортном средстве находится только экипаж;
─ транзитные перевозки - перевозки по территории определенной страны, являющиеся частью автомобильной перевозки пассажиров, пункты отправления и назначения которой находятся в других странах. На территории этой страны без специального разрешения не производятся ни посадка, ни высадка пассажиров;
─ прочие перевозки - перевозки, при которых рейс в пункт назначения осуществляется без пассажиров, а возвращение - с пассажирами, а также другие автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к иным перечисленным в настоящем пункте схемам перевозки.
При перевозке в нерегулярном сообщении во время рейса не могут быть посажены в пассажирское транспортное средство никакие другие пассажиры и никто не может быть высажен, кроме особых случаев, разрешенных компетентными органами. Такое разрешение должно прилагаться к контрольным документам.
В данном дипломном проекте разрабатывается схема для международной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении по схеме «кольцевой тур при закрытых дверях» по маршруту Добруш-Гомель-Чернигов-Гомель-Добруш.
Принимая во внимание тот факт, что дальность ездки незначительна (менее 450 км.), можно придти к выводу, что на данном маршруте целесообразно применять работу одного водителя.
Схема маршрута разработана с использованием программы Microsoft AutoRoute и представлена на рисунке 2.1.