Таблица 2 - Датчики указателей уровня топлива
Тип датчика |
Номинальное напряжение, В |
Полное сопротивление реостата. Ом |
Длина рычага поплавка, мм |
Угол наклона рычага от вертикали при пустом баке, град. |
Применяемость |
БМ139Д |
12 |
90 |
97,5 |
31,5 |
ГАЗ-ЗЮ29 |
5412.3827 |
12 |
345 |
164 |
- 2752 |
ГАЗ-33021, |
11.3827 |
12 |
90 |
147,5 |
42,0 |
«Москвич-2141», Иж-2126 |
582.3827 |
12 |
345 |
115 |
ГАЗ-3110 | |
24.3827 |
12 |
350 |
95 |
27,5 |
ВАЗ-2108, -09,-10 и модификации |
БМ150Д |
12 |
350 |
290 |
38 |
ВАЗ-2106, -2107 |
Рис. 8 - Датчик уровня топлива: I - установочный фланец; 2 приемная труба 3 - опорная пластина; 4 - реостат; 5 - контакт включения сигнальной лампы резерва топлива; 6 - ползунок; 7 - рычаг; 8 - поплавок; 9 - сетчатый фильтр; 10 - корпус; 11, 12 - штекеры
Датчики электронных спидометров
Принцип действия. В датчиках электронных спидометров используется «эффект Холла», названный в честь американского физика Э.Холла, открывшего это явление еще в 1879 г. Если к проводнику или полупроводнику приложено напряжение 1) (рис. 9) и его пронизывает под прямым углом магнитное поле, обладающее индукцией В, то возникает «напряжение Холла» 1), перпендикулярное направлению тока от источника питания 1П и направлению магнитного поля:
Рис. 9 - Эффект Холла: 11п, 1п - напряжение и ток источника питания; В - магнитная индукция; И - толщина проводника (полупроводника);
1) Выходное напряжение
н = Кн 1п В/И,
где: Кн - постоянная Холла; 1п - ток от источника питания; В - магнитная индукция; И - толщина проводника (полупроводника).
Из выражения следует, что величина напряжения пропорциональна магнитной индукции В. Если магнитное поле В изменять с частотой, пропорциональной скорости движения автомобиля, то и частота изменения выходного напряжения тоже будет пропорциональна скорости автомобиля. На практике магнитное поле создается неподвижным магнитом, а его изменение - специальным вращающимся экраном с прорезями. При вращении экрана 1 его сегменты 2 и прорези 3 (рис. 10) поочередно проходят между магнитом 4 и датчиком Холла 5. Когда между магнитом и датчиком Холла проходит сегмент экрана (рис. 10,а), магнитно поле перекрывается и на выходе датчика напряжение минимально. При прохождении между магнитом и датчиком Холла прорези экрана (рис. 10,6) на датчик поступает максимальный магнитный поток, и на выходе напряжение становится максимальным. Таким образом, при вращении экрана со скоростью, пропорциональной скорости движения автомобиля, на выходе датчика Холла появляются импульсы напряжения 1) и (рис. 10, в), частота следования которых пропорциональна скорости автомобиля.
Рис. 10 - Принцип работы датчика спидометра: а - прохождение между магнитом и датчиком сегмента экрана; б - прохождение между магнитом и датчиком прорези экрана; в - изменение выходного напряжения датчика при вращении экрана; - экран; 2 - сегмент экрана; 3 - прорезь экрана; 4 - магнит; 5 - датчик Холла с элементами усиления и преобразования выходного напряжения; 11п - напряжение источника питания; 11н - выходное напряжение; Т - период следования импульсов датчика Холла; I - частота следования импульсов; Уа - скорость автомобиля