Одним из наиболее важных и сложных элементов дизеля, в значительной степени определяющих его технико-экономические и эксплуатационные показатели, является топливная аппаратура. при работе на дизеле топливная аппаратура должна обеспечивать:
впрыскивание под высоким давлением точно дозированного количества топлива за цикл в соответствии с нагрузочным и скоростным режимами работы дизеля в строго определенный момент, скоординированный с положением поршня, и по заданному закону теплоподачи.
В период эксплуатации ввиду изнашивания прецизионных поверхностей топливных насосов высокого давления и форсунок в топливной аппаратуре происходят следующие изменения:
уменьшается цикловая подача топлива в цилиндр дизеля;
уменьшается давление впрыскивания и угол опережения подачи топлива;
увеличивается продолжительность впрыскивания топлива в цилиндр дизеля;
повышается неравномерность подачи топлива по цилиндрам.
Таким образом, зазор между прецизионными деталями топливной аппаратуры, изменяющийся в результате изнашивания в период эксплуатации, является структурным параметром, характеризующим запас их работоспособности. Фазы, продолжительность впрыскивания и интенсивность нарастания давления могут служить диагностическими параметрами по оцене их технического состояния.
Такие изменения в работе топливной аппаратуры вызывают увеличенный расход топлива, токсичность и дымность отработанных газов. Поэтому техническая диагностика топливной аппаратуры и современная ее регулировка имеют особо важное значение для повышения работоспособности и экономичности дизеля в период его эксплуатации.
В качестве диагностических параметров, характеризующих работоспособность топливной аппаратуры, необходимо выбрать такие, которые достаточно тесно связаны со структурными, т. к. любое изменение технического состояния элементов топливной аппаратуры отражается на величине диагностического параметра.
О степени работоспособности аппаратуры можно судить по структурным диагностическим параметрам, приведенным в табл. .
Таблица 4
Связь структурных и диагностических параметров
Структурные параметры |
Диагностические параметры |
Износ деталей топливоподкачивающего насоса |
Давление топлива перед фильтром тонкой очистки |
Загрязненность фильтрующих элементов |
Перепад давления до и после фильтра тонкой очистки |
Объемный расход топлива |
Расход топлива отдельными секциями |
Износ плунжерной пары |
Длительность нарастания и волны давления в насосе и коэффициент подачи топлива по отдельным секциям износа |
Износ сопряжения: разгружающий поясок - гнездо клапана |
Остаточное давление в нагнетательном трубопроводе |
Продолжительность впрыскивания топлива |
Перемещение иглы распылителя форсунки |
Износ распылителя и регулировка силы затяжки пружины форсунки |
Давление топлива под иглой (давление впрыскивания) |