Структура ПМЗ
Основные направления деятельности:
Приоритетными и основными направлениями деятельности ОАО «Пермский Моторный Завод» являются:
- освоение и серийное изготовление авиационных двигателей ПС-90А2, ПС-90А-76
- серийное изготовление и ремонт промышленных и газотурбинных установок для газовой промышленности и энергетики в диапазоне мощности от 2,5 до 25 МВт;
- изготовление запасных частей для авиационных и промышленных двигателей;
Авиационное и наземное направления, как в продажах, так и в производстве занимают примерно равные доли и зависят от сложившейся на рынке ситуации.
Рис. 1 - Продажи
Положение Общества в отрасли:
Авиационные двигатели
Мировой рынок авиационных двигателей на период до 2024 года оценивается в сумму более 500 млрд. долл., по словам генерального, директора Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Владимир Скибин.
Несмотря на высокий потенциал российского авиарынка, на сегодняшний день более 70% всего объема авиаперевозок в России приходится на 10 – 15 крупнейших авиакомпаний. Именно эти компании следует рассматривать как потенциальных покупателей новых самолетов. Ожидаемый спрос на новые самолеты в течение ближайшие годы можно оценить на основании информации авиакомпаний о перспективных планах своего развития.
В сложившихся в настоящее время в России экономических условиях, основным заказчиком двигателей ПС-90А для гражданской авиации является лизинговая компания: ОАО «Ильюшин Финанс Ко», входящая в состав Объединённой авиастроительной корпорации.
В свою очередь ОАК оценила потребность в самолетах на период до 2015 года:
Таблица 1 – Потребности в самолетах до 2015 года
ИТОГО | ||
ИЛ-96 |
ВАСО |
37 |
ТУ-204 |
АВИАСТАР |
153 |
ИЛ-76/476 |
АВИАСТАР |
49 |
ИЛ-76 |
ТАПО/ТАНТК |
20 |
Кроме того, существует ряд потенциальных проектов, связанных с госзаказом и самолетами Ил-76, которые ОАК не учитываются.
Основным заказчиком двигателей ПС-90А для государственных нужд без лизинговых схем является КАПО им. Горбунова.
Зарубежные поставки осуществляются по контрактам с Рособоронэкспорт (для Индии), с АК «SWA» (Азербайджан), с ВТФ «Чосонхангон» (КНДР), с АК "Cubana de Aviacion" (Куба, по контракту с ИФК); планируются поставки двигателей в интересах Ирана, Венесуэлы, Иордании.
В общей сложности на сегодняшний день может быть заказано 1 005 модификаций двигателей ПС-90А в период 2010 – 2015 год.
Рынок поставок авиадвигателей гражданского назначения, тягой 10-20 тс для узкофюзеляжных пассажирских и грузовых самолетов. Доля ПМЗ на рынке – 12%.
Основными конкурентами в сегменте авиационных двигателей являются зарубежные разработчики - GE, Pratt & Whitney, Snecma, Rolls-Royce, ОАО «Мотор Сич».
Таблица 2 – Доли рынка ПМЗ и конкурентов
Около 50% продаж ПМЗ в авиационном сегменте приходится на предприятия, входящие в структуру Объединенной авиастроительной корпорации.
Рис 2 – Сегменты продаж ПМЗ
Промышленные двигатели
Анализ динамики рынка развития ГТУ для ГПА выполнен на основе данных, приведенных в «Каталогах газотурбинного оборудования» за 2000-2010 г.г. («ЗАО газотурбинные технологии»).
Для рассмотрения взят период начиная с 2003 года (года активного ввода в эксплуатацию ГТУ производства ОАО «ПМЗ») по 2010 год.
В таблице 3 приведено общее количество ГПА в классе мощностей свыше 10 МВт, введенных в эксплуатацию на территории стран Содружества Независимых Государств (СНГ).
Таблица 3 - ГПА, введенные в эксплуатацию на промышленных объектах СНГ с 2003 г. по 2010 г. в классах мощностей свыше 10 МВт.
Год |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Капитальное строительство, шт |
19 |
19 |
6 |
24 |
78 |
49 |
68 |
60 |
Реконструкция, шт. |
11 |
21 |
10 |
9 |
8 |
18 |
8 |
22 |
Всего ГПА, шт. |
30 |
40 |
16 |
33 |
86 |
67 |
75 |
82 |