Прежде чем приступить к расчету определения нормативов трудоемкости технических обслуживаний и ремонта подвижного состава, нужно найти величины трудоемкости, которые указаны в «положение о…». однако эти нормативы трудоемкости принимаются без изменений в том случае, если проектируемое авто предприятие находится в центральной климатической зоне (умеренный климат) и имеет 150–300 автомобилей базовой модели с пробегом от начала эксплуатации не превышающего 75% до первого капитального ремонта и автомобили работают в I‑ой категории условий эксплуатации. Для других условий нормативы трудоемкости необходимо корректировать с помощью коэффициентов следующим образом:
14. teo = t'eo*K2*K5
t1 = t'1* K2*K5
t2 = t'2*K2*K5
teo, t1, t2, – величины нормативов трудоемкости соответственно на одно ЕО, ТО1, ТО2. Величины нормативов трудоемкости взяты из «Положения о ТО и ТР автомобилей», следовательно teo=0,5 чел. час;
t'1 = 3,2 чел. час, t'2 = 11,3 чел. час
K2 – коэффициент учитывающий модификацию автомобиля и организацию его работы, равный 1,00.
К5 – коэффициент учитывающий число автомобилей в автопредприятии, равный 0,80.
При известных значениях произведём расчет.
teo= 0,5x1,00 = 0,4 чел. час
t1 = 3,2x1,100x0,80 = 2,5 чел. час
t2 = 11,3x1,00x0,80 = 9 чел. час
Норматив удельной трудоёмкости для ТР определяется по формуле:
15. t' тр = tтр*К1*К2*К3*К4*К5 [2]
t' тр – норматив удельной трудоемкости ТР, равный 3,8
К1 – коэффициент учитывающий влияние категории условия эксплуатации на пробег между техническими обслуживаниями.
К2 – коэффициент учитывающий модификацию и организацию работы автомобиля
К3 – коэффициент, учитывающий климатические условия работы автомобиля
К4 – коэффициент учитывающий влияние пробега автомобиля с начала эксплуатации на величину простая в ТР, равный 1.
К5 – коэффициент учитывающий число автомобилей в АТП.
При известных значениях производим расчет:
T тр = 3,8*1,0*1,00*1,2*1*0,80 = 3,6 чел. час
Таким образом, величины трудоемкости на одно обслуживание составляют:
teo = 0,4 чел. час
t1 = 2,5 чел. час
t2 = 9 чел. час
t тр = 3,6 чел. час
Годовая программа автопредприятия определяется произведением количеством технических воздействий в год на трудоемкость одного воздействия. Программа работ по ТО и ТР рассчитывают отдельно по каждой группе однотипного подвижного состава, а затем и по АТП в целом, суммируя программы по всем видам подвижного состава.
Объем работ в чел. час по отдельным видам ТО и ТР автомобиля в год определяется по формулам:
16. Теог = NEOT*teo
T1г = N1г * t'1 [1,2]
T2г = N2г * t'2
Tтрг = L1/1000 * tтр * Au
Teoг, Т1г, Т2г – годовые объемы работ по соответственному виду ТО в чел. час
Ттрг – годовой объем работ по ТР в чел. час
Остальные буквенные значения нам уже известны, и можем произвести расчет:
Теог = 274500*0,4 = 109800 чел. час
Т1г = 7226*3,2 = 23123,2 чел. час
Т2г = 2167*11,3 = 24487 чел. час
Ттрг = 4000/1000*3,6*930 = 13392 чел. час
Но кроме ТО и ТР подвижного состава выполняются еще работы по самообслуживанию автопредприятия: обслуживание и ремонт станочного, энергетического и силового оборудования; изготовление и ремонт технологического оборудования, ремонт производственных зданий и складских сооружений, ремонт водопроводов и канализации. Объем работ по самообслуживанию авто предприятия в чел. час принимается в процентном отношении от суммарной трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонт подвижного состава и определяется по формуле:
17. Тсам.г= (Теог + Т1г + Т2г +Ттрг)* Кс/100 [1,2]
Кc – объем работ по самообслуживанию авто предприятия в процентах, и составляет 10%
Другие буквенные показатели нам уже знакомы и известны и мы можем произвести расчет:
Тсамг = (109800 + 23123,2 +24487 +13392) * 10/100 = 170802,2 * 10/100 = 17080,2 чел. час
Таким образом мы нашли годовой объем работ в чел. час по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и по самообслуживанию авто предприятия, который составляет:
Теог – 109800 чел. час
Т1г – 23123,2 чел. час
Т2г – 24487 чел. час
Ттрг – 13392 чел. час
Тсамг – 17080,2 чел. час
Программа работ по ТО и ТР автомобилей выполняются в различных зонах и отделениях АТП. При их проектировании общая трудоемкость выполняемых работ распределяется по зонам и отделениям.
Количество и назначение зон и отделений или участников зависит от объема и содержания работ и от организации труда ремонтных рабочих. Однако производственная база проектируется к одной системе организации труда ремонтных рабочих →методом специлизированных бригад.