Большое влияние на теплообмен оказывает количество поступившего в цилиндр заряда G3. При большом отношении G3/Fпов относительные тепловые потери уменьшаются и показатель политропы увеличивается. В двигателях с искровым зажиганием и количественным регулированием наименьшее отношение G3/Fпов наблюдается при работе на холостом ходу. По мере возрастания нагрузки (большее открытие дроссельной заслонки) отношение G3/Fпов увеличивается, в результате относительные тепловые потери снижаются и n1 повышается. Этому способствует также рост температуры теплопередающих поверхностей.
В дизелях, где применяется качественное регулирование, с увеличением нагрузки отношение G3/Fпов несколько уменьшается из-за некоторого снижения количества поступающего заряда. Одновременно при возрастании нагрузки повышается температура некоторых (неохлаждаемых или малоохлаждаемых) теплопередающих поверхностей (днище поршня, головка выпускного клапана). В результате этого характер теплообмена в дизеле с увеличением нагрузки почти не изменяется и n1 практически остается постоянным или незначительно повышается.
Существенное влияние на теплообмен в процессе сжатия оказывает наддув. При увеличении давления наддува рк отношение G3/Fпов растет и соответственно снижаются относительные тепловые потери. В результате этого с увеличением наддува n1 возрастает.
На показатель политропы и параметры конца сжатия в значительной степени влияет изменение скоростного режима двигателя. При увеличении частоты вращения сокращается время теплообмена смеси с теплопередающими поверхностями. Одновременно в связи с повышением температур поверхностей интенсивность теплообмена при Т> Тст. ср уменьшается. В результате этого с ростом частоты вращения показатель политропы сжатия в большинстве случаев повышается.
На рисунке 3 приведены зависимости среднего показателя политропы сжатия от частоты вращения. У карбюраторного двигателя зависимость n1=f(n) выявляется лить при работе на частичных нагрузках. При полном открытии дроссельной заслонки показатель n1 не меняется, что свидетельствует о сложном характере теплообмена у двигателя данного типа при уменьшении n. Данные по исследованию дизелей показывают, что n1 увеличивается с ростом частоты вращения.
Рисунок 3. – Зависимость среднего показателя политропы сжатия n1 от частоты вращения: 1 – быстроходный короткоходный дизель; 2 – дизель ЯМЗ-238; 3 – карбюраторный двигатель при различных открытиях дроссельной заслонки; 4 – ЗИЛ-310
Решение:
1. Давление в конце такта сжатия pc карбюраторного двигателя равно: