Из формул (4.14) и (4.25) видно, что скоростная и электротяговая характеристики зависят от передаточного отношения редуктора и диаметров колес. Если передаточное отношение редуктора данного локомотива в процессе эксплуатации не меняется, то диаметры колес уменьшаются из-за износа и периодических обточек. Приводимые в ПТР характеристики обычно относят к номинальным диаметрам колес или — к среднеизношенным.
В практике бывают случаи, когда тяговые электродвигатели одного и того же типа используют на разных локомотивах, имеющих различные передаточные отношения редукторов.
Порядок пересчета характеристик при изменении μ. и D сводится к следующему. Если локомотив имеет передаточное отношение редуктора μ1 и диаметр движущих колес Dv то, как следует из формулы (4.14), скорость его движения, км/ч:
В случае работы того же тягового электродвигателя на другом локомотиве, имеющем передаточное отношение μ2 и диаметр движущих колес D2, при той же частоте вращения вала п скорость движения, км/ч:
V2 = 0,188 D2n/μ2
Разделив второе равенство на первое, получим:
Откуда скорость движения:
(4.32)
т.е. скорость движения при неизменной частоте вращения якоря тягового электродвигателя будет больше при большем диаметре колесных пар и меньшем передаточном отношении редуктора.
Силу тяги Fкд1 в ньютонах, при неизменном вращающем моменте М, диаметре колес Dl и передаточном отношении редуктора μ1 определяют по формуле (4.25):
Fкд1=2M μ1ηп/D1
Аналогично при измененных значениях диаметра колеса D2 и передаточного отношения редуктора μ2:
FKД2=2М μ2ηп/D2
Разделив второе равенство на первое, определяют силу тяги:
(4.33)
Из этого равенства видно, что большую силу тяги при неизменном вращающем моменте тягового электродвигателя получают при меньшем диаметре колесных пар и большем передаточном отношении редуктора.
Если нужно при одинаковых нагрузках тяговых электродвигателей получить разные скорости и силы тяги, например при использовании локомотива для грузовой и пассажирской службы, на электровозах и тепловозах меняют передаточное отношение μ, оставляя одинаковыми диаметры колес. Чтобы получить большую скорость при сравнительно малой силе тяги у пассажирского локомотива, передаточное отношение должно составлять 1.5 .3; у грузовых локомотивов, которые должны иметь большую силу тяги и меньшую скорость движения, передаточное отношение больше — 3,5 .5. Пересчет характеристик тягового электродвигателя на новые значения μ и D целесообразно рассмотреть на примере.
Пример. Даны скоростные и электротяговые характеристики тягового электродвигателя ТЛ-2К электровоза ВЛ10 при диаметре движущего колеса D1 = 1250 мм и передаточном отношении (числе) зубчатой передачи μ1 =3,826 (сплошные линии на рис. 4.8).
Рис. 4.8. Скоростные и электротяговые характеристики тягового электродвигателя при различных μ и D (сплошные линии — при D; = 1250 мм и μ1 = 3,826; штриховые — при D2 = 1200 мм и μ 2 = 3,26)
Требуется определить скоростные и электротяговые характеристики этого электродвигателя при диаметре движущего колеса D2 = 1200 мм и передаточном отношении зубчатой передачи μ 2 = 3,26.
Решение. 1. По кривым рис. 4.8 находим значения v1, и Fкд1 притоках 150, 200, 250, 300, 400, 480, 550, 600, 700, 800 А и заносим их в графы 2 и 3 табл. 4.3.
2. Для каждого значения тока Iд выбираем скорость и, и по формуле (4.32) определяем скорость v2 при том же токе, но измененных диаметре колеса и передаточном числе зубчатой передачи:
Таблица 4.3
Ток Iд |
Заданные зна- |
Полученные |
Ток Iд |
Заданные зна- |
Полученные | |||||
А |
чения |
значения |
А |
чения |
значения | |||||
v1 км/ч |
Fкд1 H |
v2 км/ч |
Fкд2 H |
v1 км/ч |
Fкд1 H |
v2 км/ч |
Fкд2 H | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
150 |
87,5 |
8100 |
98,6 |
7200 |
480 |
48,7 |
49700 |
54,9 |
44100 | |
200 |
70,6 |
14000 |
79,6 |
12400 |
550 |
46,7 |
59500 |
52,6 |
52800 | |
250 |
63,9 |
20400 |
72,0 |
18100 |
600 |
45,4 |
66500 |
51,2 |
59100 | |
300 |
58,0 |
26100 |
65,4 |
23200 |
700 |
43,6 |
80000 |
49,1 |
71000 | |
400 |
52,2 |
39500 |
58,8 |
35100 |
800 |
41,8 |
93600 |
47,1 |
83100 |