Таблица 4.2
Подведенная мощность в процентах от номинальной мощности тягового двигателя |
200 |
150 |
125 |
100 |
75 |
60 |
50 |
40 |
30 |
25 |
Потери Др„ в зубчатой передаче и моторноосе-вых подшипниках в процентах от подведенной мощности |
3,5 |
3,0 |
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,7 |
3,2 |
4,4 |
6,7 |
8,5 |
Как видно из таблицы, при номинальном режиме в передаче теряется ΔрП = 2,5 % от подведенной мощности. Потери в передаче в процентах от подведенной мощности определяют из уравнения
ΔрП = ΔрП 100/(UДIД). (2.20)
КПД передачи ηП по известной величине ΔрП, взятой из табл. 4.2, определяют как отношение мощности на ободе колеса Рк к мощности на валу тягового электродвигателя Р2. Так как Рк=Р2-ΔрП, получим
ηП =1-Δр/Р2. (4.21)
Но из формулы (4.11) следует, что Р2= UдIдηд, а из формулы (4.20)
ΔРП =ΔpnUuIu/l00.
Подставив эти значения в формулу (4.21), получим
или
ηп=1-Δрп/(100ηд). (4.22)
Значения Δрп берут из табл. 4.2 или по кривой рис. 4.7, построенной в соответствии с данными табл. 4.2. Если были рассчитаны КПД ηд и ηп по формуле (4.22), то можно определить КПД η
Рис. 4.7. Зависимость Δрп от подводимой мощности
При преобразовании в тяговом электродвигателе электрической энергии в механическую теряется часть энергии, которую можно определить, зная КПД ηд Затем при передаче механической энергии с вала электродвигателя на колесную пару теряется энергия в передаче, которую определяют исходя из КПД ηп
Fкд эм=3,6СФIд. (4.26)
Таким образом, электромагнитная сила тяги пропорциональна произведению тока и магнитного потока в веберах (Вб). Она характеризует физическую картину возникновения вращающего момента и силы тяги как результата взаимодействия проводника, по которому протекает ток, с магнитным полем.
Если обозначить силы, вызванные механическими и магнитными потерями и потерями в передаче, через AF, то сила тяги на ободах колесной пары будет меньше электромагнитной силы на эту величину:
Fкд= Fкд эм-ΔF
Fкд= 3,6CФIд-ΔF (4.27)
Силу, ΔF, затрачиваемую на преодоление перечисленных потерь, можно выразить так:
ΔF = 3,6(Δрмагн + Δрмех + Δрп) / v.
При известных потерях сила тяги будет равна, Н:
Fкд = 3,6СФIд - 3,б(Δрмагн + Δрмех + Δрп) / v. (4.28)
В связи со сравнительно небольшим значением силы Δр при оценке качественной стороны процесса реализации силы тяги и при ориентировочных расчетах можно принимать Fкд ~ Fкд эм или
Fкд ~ 3,6СФ/Д.
Силу тяги на ободах колесной пары можно получить, используя скоростную характеристику и кривые КПД. Для этого мощность на ободах колес Рк определяют из формулы (4.11) через подведенную к тяговому электродвигателю электрическую мощность, Вт:
(4.29)
Эту же мощность можно выразить через механическую мощность, расходуемую на движение поезда. Она равна произведению скорости движения и силы тяги, Нкм/ч: