Специалисты Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта и тепловозоремонтного завода разработали стенд для контроля паяных соединений обмоток якорей тяговых двигателей (рис. 3.17.). Стенд можно применять при контроле контактных соединений обмотки якоря с коллектором тягового двигателя пульсирующего тока НБ-418К6.
Стенд содержит измеритель уровня инфракрасного излучения (ИК) в виде приемника ИК-лучей 1 с модулятором 2. Приемник 1 соединен через усилитель 4, подключенный к блоку питания 5, с регистрирующим прибором 6 и блоком автоматического управления (БАУ) П. Контролируемый якорь 8 связан валом 19 через редуктор 18 с приводным двигателем 20. Редуктор 18 через зубчатую передачу 17 соединен с валом 12 якоря, установленного на кантователе 7.
На коллекторе расположены щетки 10, соединенные проводниками 15 и 16 через амперметр 21 с источником питания 14. Тот в свою очередь связан с блоком управления 13. Приемник ИК-лучей установлен на расстоянии 20 - 50 мм от петушков коллектора 9 при помощи штатива 3.
Источник питания 14 представляет собой диодно-тиристорный регулятор. Модулятор 2 - это диск или трубка с отверстиями, изготовленные из материала, не пропускающего ИК-лучи.
Контролируемый перед КР-1 якорь 8, установленный на кантователе 7, с помощью приводного двигателя 20 через редуктор 18 и зубчатую передачу 17 приводится во вращение с небольшой частотой. К коллектору 9 якоря через шесть щеток 10 от источника 14 подводится постоянное напряжение. Тепловой поток от нагретых током петушков коллектора 9 передается к приемнику 1
Действие блока управления БУ 13 диодно-тиристорным регулятором ДТР соответствует принципу работы аналогичных блоков серийных электровозов. Блок фазового управления формирует импульсы, фаза которых изменяется в зависимости от напряжения управления, регулируемого резистором R.
Рисунок 3.19. Схема приемника инфракрасных лучей.
Принципиальная схема приемника ИК-излучения с усилителем А1 и микроамперметром цА представлена на рис. 3.19. В качестве приемника применен пироэлектрический приемник оптического излучения МГ-30. Он предназначен для регистрации и измерения энергии модулированного излучения в диапазоне длин волн 2 - 20 мкм. Основные технические данные приемника МГ-30 (по ОДО397.046 ТУ) приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3 Основные технические данные пироэлектрического приемника оптического излучения типа МГ-30.
Наименование |
Величина |
Вольтовая чувствительность, В/Вт Напряжение источника питания, В Температура абсолютно черного тела, °С Частота модуляции, Гц Температура окружающей среды, °С Сопротивление нагрузки, кОм |
более 1000 +12, -12 300±2 2501+25 20±5 10 |
Блок автоматического управления (см. рис. 3.17.) служит для отключения питания двигателя 20 привода кантователя (контактор К1) и подачи питания на электромагнитный тормоз 22 вала контролируемого якоря (контактор К2). С этой целью усилитель с дополнительным инверсным выходом при прохождении поврежденного паяного соединения под приемником ИК-лучей 1 выдает на геркон Г блока (БАУ) 11 нуль-сигнал. Тогда контролируемый якорь с помощью данного блока останавливается (контактор К1 отключен, К2 для торможения включен), приемник ИК-лучей на штативе 3 отводится в сторону. В данном случае можно вручную пропаивать поврежденное место прямо на кантователе 7.
Для проверки качества пайки петушков коллектора тяговых двигателей при ремонте ТР-3 может быть использовано устройство для проверки качества пайки УКП-1. Устройство позволяет измерять сопротивление цепи между двумя соседними пластинами коллектора. В устройстве предусмотрен режим установки порогового значения сопротивления, превышение которого сигнализирует о некачественной пайке якорной обмотки к пластинам коллектора и режим целостности проверяемой цепи. Диапазон измерения сопротивления - 0 - 10 МОм.
Изменение активного сопротивления обмоток.
Активное сопротивление обмоток двигателя проверяют прибором Р3009 по схеме двойного моста или методом вольтметра-амперметра, используя вольтметры Ml 106 и амперметры Ml 104 класса точности 0,2.
Увеличение активного сопротивления обмоток остова может быть вызвано выплавлением кабелей в патронах или наконечниках, обрывами жил кабелей, нарушениями контакта в межкатушечных соединениях, а также дефектами в полюсных катушках. Уточнить место повреждения можно, пропуская через проверяемую цепь ток, равный двойному часовому, в течение 5 - 10 мин. Поврежденное место будет иметь повышенный нагрев.