Сопротивление обмоток в холодном состоянии является важным показателем, от которого зависит правильность определения рабочих характеристик машины. Холодным состоянием машины является такое, когда температура любой части машины отличается от температуры окружающей среды не более чем на +/-3°С.
Измерение температуры производится контактным термометром или обычным ртутным термометром, шарик которого, плотно обвернутый станиолем, прикладывается к коллектору, накрывается асбестом и выдерживается в таком положении 5-7 мин.
Сопротивление обмоток может быть измерено двойным мостом постоянного тока типа МД-6, универсальным мостом УМВ или с помощью вольтметра и амперметра.
При измерении активного сопротивления обмотки якоря щетки у всех щеткодержателей поднимают и прикладывают измерительные щупы моста на предварительно намеченные пластины коллектора, находящиеся друг от друга на расстоянии полюсного деления и расположенные под серединами щеток различной полярности. При замерах сопротивления обмоток главных и дополнительных полюсов щупы присоединяют к выводным проводам начала и конца соответствующих обмоток по формуле:
где rx - сопротивление обмотки в холодном состоянии. Ом
a - температурный коэффициент; для медных обмоток
tн - номинальная температура, при которой измерено сопротивление заводом-изготовителем, С;
tх - температура, при которой производятся измерения обмотки в холодном состоянии, G.
Сопротивление обмоток тяговых двигателей, главных генераторов и вспомогательных машин тепловоза, измеренное в холодном состоянии и приведенное к номинальной температуре, не должно отклоняться от номинальных значений, указанных в паспорте машины, более чем на +10%.