Основной причиной ухудшения технического состояния механизмов автомобиля является изнашивание деталей. Это относится и к генератору. В генератору много сопряженных деталей, которые изнашиваются из-за трения, искрения коррозионно-механический износ сопровождается взаимодействием кислорода воздуха, газов с материалом трущихся деталей. Аброзивный износ – это следствие режущего действия твердых частиц, попадающих между трущимися поверхностями из среды в виде пыли, продуктов износа, коррозии, нагара. Из-за усиления вибрации, вызываемой неровностями дороги, ослабевают соединения, нарушается соосность агрегатов. Электрические элементы генератора и реле-регулятора имеют ограниченную долговечность.
Основные неисправности генератора следующие:
1. Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора генератора и в обмотке возбуждения.
2. Нарушение контакта щеток кольцами и искрение щеток.
3. Износ подшипников генератора.
4. Поломка или ослабление пружины щеткодержателей.
5. Пробой диодов в выпрямителе.
6. Ослабление натяжения (чрезмерное натяжение) или разрыв приводного ремня.
Качество и своевременность выполнения технического обслуживания автомобилей существенно влияет на надежность, долговечность, экономичность, безопасность движения.
Независимо от вида технического обслуживания первоочередным являются уборочно-моечные работы. Они являются основной частью ежедневного обслуживания автомобилей. Во время уборки удаляют пыль и грязь с корпусов и крышек генератора и реле-регулятора и насухо вытирают. Затем выполняют контрольно-смотровые работы. Они заключаются в выявлении ослабления креплений генератора, реле-регулятора, проводов к ним. При необходимости производят подтяжку креплений, замену проводов. Через каждые 6000 км пробега автомобиля необходимо выдувать сильной воздушной струей пыль из корпуса генератора. При подготовке к зимнему и летнему сезонам следует генератор снимать и сдавать механику для проверки и чистки.
Неисправности генератора обнаруживаются по показаниям амперметра или сигнальной лампы. Амперметр при неисправном генераторе будет показывать разряд, а сигнальная лампа будет гореть при работающем двигателе. Нарушение контакта щеток с кольцами возникает от загрязнения, обгорания или их износа, выкрашивания или износа щеток, а также ослабления или поломки нажимных пружин щеток. Загрязненные кольца следует протереть чистой тряпкой, обгоревшие кольца прочистить стеклянной бумагой, изношенную щетку заменить новой и притереть ее по кольцу.
Таблица 1.
Возможные неисправности генератора, их причины и способ устранения
Причины неисправности |
Ремонт (способ устранения) |
Контрольная лампа не гаснет или зажигается на определенных оборотах коленвала; аккумулятор разряжен и не заряжается. Проскальзывание ремня вентилятора. К.з. одного или нескольких положительных диодов выпрямителя. Износ или зависание щеток в щетко-держателе. Обрыв в соединении между штекером и центром звезды генератора или реле указателя зарядки. Обрыв или к.з. на массу обмотки возбуждения генератора или его соединения с контактным кольцами. Регулятор напряжения разрегулирован. Перегорание предохранителя регулятора напряжения. Аккумулятор неисправен. Контрольная лампа не загорается. Обрыв цепи лампы. Обрыв соединения между батареей и выводом “30” ген. Износ или окисление контактов выключателя зажигания. Замыкание статорной обмотки на массу. К.з. выпрямительных диодов. Слабая зарядка при разряженной аккумуляторной батарее. Ослабление крепления наконечников проводов, повреждения проводов. Неисправен аккумулятор. Грязные контакты регулятора напряжения. Перезарядка аккумулятора. Неисправность в регуляторе напряжения. Неисправность аккумулятора. Чрезмерно быстрый износ щеток генератора. Радиальное биение контактных колец. Щетки несоответствующей марки. Загрязнены контактные кольца. |
Натянуть ремень. Заменить держатель с 3-мя положительными диодами. Проверить прилегание щеток к кольцам, усилие пружин. При необходимости заменить щеткодержатель. Восстановить соединение. Заменить ротор. Отрегулировать. Заменить. Заменить. Восстановить соединение. Восстановить соединение. Если износ – замена, если окисление – зачистить. Заменить статор. Заменить. Затянуть зажимы, поврежденные провода заменить. Заменить. Зачистить контакты. Заменить. Заменить. Проверить радиальное биение колец (должно быть < 0,05 мм). Проточить контактные кольца и заменить щетки. Заменить. Промыть бензином. |