Ходовые качества электровоза зависят не только от конструкции рессорного подвешивания, но и, в значительной степени, от правильного выбора гасителей колебаний и стабильности их параметров.
В тележечном и кузовном подвешивании современных электровозов в качестве упругих элементов часто применяются только цилиндрические пружины, обладающие целым рядом преимуществ перед листовыми рессорами.
В то же время они имеют существенный недостаток - почти полное отсутствие сил сопротивления, необходимых для уменьшения или ограничения величины амплитуд колебаний кузова и тележек электровоза. В таком подвешивании обязательно устанавливаются специальные гасители колебаний (демпферы), способные превращать механическую энергию колебательного процесса в тепловую с последующим рассеиванием ее в окружающую среду. Как правило, в конструкции подвешивания современных электровозов используются гидравлические гасители колебаний.
Принцип работы гидравлического гасителя колебаний заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости поршнем через узкие каналы (дроссельные отверстия). При прохождении жидкости через эти каналы возникает вязкое трение.
Вынужденные колебания электровоза обусловлены удельным действием стыков и действием различных неровностей рельсового пути и колеса.
Для подбора гидравлических гасителей с оптимальным коэффициентом демпфирования необходимы следующие данные: величина колеблющейся массы, жесткость рессорного подвешивания, длина неровности, критическая скорость движения по заданной неровности.
Частота собственных колебаний тележки без учета демпфирования определяется по формуле
где
- эквивалентная жесткость комплекта рессор и пружин одной колесной пары;
,
Нс2 /м - масса обрессоренных частей кузова и тележки, приходящаяся на одну колесную пару.
При равенстве частоты внешнего возмущения ω и частоты собственных колебаний определяется критическая скорость
Оптимальному значению коэффициента демпфирования соответствует минимальное значение функционала J, учитывающего отклонения и ускорения системы за длительное время. После умножения функционала J на жесткость рессорного подвешивания легко уяснить его физический смысл: это энергия, сообщаемая системе и расходуемая на колебания. Для практического применения на основании выше приведенной формулы получено следующее выражение для расчета функционала:
z0 - статический прогиб первой ступени подвешивания.
Для пяти - шести значений коэффициента демпфирования от 0 до 1 определяются соответствующие значения функционала
D |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
1 |
J |
0,000771 |
0,000317 |
0,000241 |
0,000237 |
0,000269 |
0,000322 |