Различают два вида скорости движения машины: скорость рабочего хода, определяемую условиями работы, и транспортную скорость, необходимую для быстрой переброски машины с одного участка работы на другой и зависящую от таких факторов, как рельеф местности, дорожное покрытие и т. д.
Проходимость
Способность машины двигаться в плохих дорожных условиях или по целине, преодолевая различные естественные препятствия (спуски, подъемы, заболоченные участки, снег и т. д.).
Проходимость характеризуется средним удельным давлением машины на грунт, дорожным просветом, углом переднего и заднего свесов; а также предельной глубиной преодолеваемого брода. Проходимость зависит от формы и расположения элементов ходовой части, взаимодействующих с грунтом.
Дорожным просветом (клиренсом) называется расстояние С от низшей точки корпуса машины до поверхности грунта (рис.1.2), замеренное на горизонтальной площадке (для большинства машин клиренс составляет 280—450 мм).
При движении по неровной местности проходимость характеризуется способностью машины преодолевать выпуклости дороги, не касаясь ее корпусом. Эту способность определяют радиусом проходимости. Радиус проходимости равен радиусу окружности, проходящей через низшую точку шасси и касательной к окружности переднего и заднего колес. Радиус проходимости бывает продольный R1 и поперечный R2 (см. рис. 1.2). Для большинства машин R1 = 8-10 м, a R2 = 1,25-1,3 м.
Рис. 1.2. Основные геометрические параметры машины
Способность машин перемещаться по пересеченной местности зависит от углов переднего и заднего свесов (соответственно и на рис. 1.2). Под углами переднего и заднего свесов подразумеваются углы, образованные горизонталью и прямыми, проведёнными через нижние крайние передние и задние точки машины и касательные к окружностям переднего и заднего колес. Эти углы должны быть не менее 20—25°.
Устойчивость характеризует способность машины работать на продольных и поперечных уклонах, не опрокидываясь. В связи с этим различают продольную и поперечную устойчивость машины. Устойчивость оценивается коэффициентом запаса устойчивости, равным отношению восстанавливающего момента машины , к опрокидывающему
.
Средним удельным давлением на грунт называют отношение полной массы машины G к площади опорной поверхности F: q= G/F.
Для сравнения приведем несколько цифр, характеризующих среднее удельное давление на грунт (в МПа):
оказываемое человеком 0,04—0,05;
роторным экскаватором 0,07—0,08;
гусеничным трактором 0,04—0,05;
трубоукладчиком 0,2—0,3;
современным болотоснегоходом 0,01—0,02.
Габаритные размеры машины — это три ее максимальных размера: длина А, ширина В и высота Н (рис. 1.2). Различают габаритные размеры в рабочем и транспортном состоянии.