Важным технико-эксплуатационным качеством машины является ее маневренность — способность машины разворачиваться в стесненных условиях на минимальной площади. Один из показателей маневренности — ширина полосы движения машины, которая характеризуется возможностью перемещения машины по узким извилистым дорогам, а также возможностью движения по дорогам с интенсивным движением. Под шириной полосы движения понимается полоса местности, в которую вписывается машина при повороте. Она зависит от расположения колес машины, ее длины и ширины. Максимальную ширину полосы движения А (рис. 1.1) колесного автомобиля определяют по формуле:
А = RH —RB + a + b, где
RH — максимальный радиус поворота внешнего переднего колеса;
RB — минимальный радиус поворота внутреннего заднего колеса;
а и b — наибольший выход отдельных частей автомобиля за пределы движения соответственно внешнего переднего и внутреннего заднего колеса автомобиля.
Рис. 1.1. Ширина полосы движения: а — одиночного автомобиля; б — тягача с прицепом; в — тягача с полуприцепом; г — тягача с роспуском, соединенным крестовой сцепкой