1 – аккумуляторная батарея; 2 – воздушный фильтр; 3 – датчик массового расхода
воздуха; 4 – колодка диагностики; 5 – контрольная лампа «CHECK ENGINE»;
6 – регулятор холостого хода; 7 – датчик положения дроссельной заслонки;
8 – дроссельный патрубок; 9 – тахометр; 10 – спидометр; 11 – указатель уровня топлива; 12 – маршрутный компьютер; 13 – блок управления иммобилизатором;
14 – модуль зажигания; 15 – контроллер (ЭБУ); 16 – реле включения электровентилятора; 17 – электровентилятор системы охлаждения;
18 – предохранительный клапан; 19 – гравитационный клапан; 20 – реле включения электробензонасоса; 21 – двухходовой клапан; 22 – адсорбер; 23 – топливный фильтр;
24 – датчик фаз; 25 – регулятор давления топлива; 26 – форсунка;
27 – датчик детонации; 28 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива;
29 – датчик скорости автомобиля; 30 – датчик положения коленчатого вала;
31 – свеча зажигания; 32 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
33 – адсорбер с электромагнитным клапаном продувки; 34 – датчик концентрации
кислорода; 35 – нейтрализатор; 36 – выключатель зажигания; 37 – реле зажигания
Измерение расхода воздуха осуществляется термоанемометром. Чувствительный элемент датчика представляет собой платиновую нить толщиной 70 .100 мкм, натянутую поперек воздушного канала датчика. Нить и термокомпенсационный резистор включены в цепь измерительного моста сопротивлений. При работе нить подогревается электрическим током до постоянной температуры 150 °С. С изменением расхода воздуха изменяется электрическая мощность, затрачиваемая на поддержании температуры нити на указанном уровне, которая является параметром для определения количества проходящего через датчик воздуха.
В процессе работы датчика нить термоанемометра постепенно загрязняется. Поэтому после каждой остановки двигателя предусмотрена кратковременная подача повышенной величины тока для выжигания загрязнений с этой нити при разогреве ее до 1000 °С.
При возникновении неисправностей этого датчика или его цепей контроллер переходит на резервный режим работы по заложенным в его память данным. О возникшей неисправности датчика контроллер сигнализирует включением контрольной лампы «CHECK ENGINE» (проверка двигателя).
Обогащение горючей смеси при работе двигателя по внешней скоростной характеристике и на режимах разгона обеспечивается по сигналам датчика положения дроссельной заслонки, механически с нею связанного. Датчик представляет собой потенциометр, на один вывод которого подается напряжение +5 В, а другой вывод соединен с массой. С третьего вывода (от ползунка) выходной сигнал идет к контроллеру. В датчике предусмотрена контактная пара, сигнал которой позволяет отключать подачу топлива на режиме принудительного холостого хода при закрытой дроссельной заслонке, когда частота вращения составляет не менее 1500 мин-1. При n ниже 900 мин-1 подача топлива возобновляется. Порог отключения подачи топлива корректируется в зависимости от температурного режима двигателя.
Для обеспечения устойчивой работы двигателя на холостом ходу с заданной n предусмотрено автоматическое регулирование количества поступающего в двигатель воздуха в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Контроллер управляет частотой n на режиме холостого хода, подавая импульсы напряжения на шаговый электродвигатель регулятора холостого хода (РХХ), который управляет подачей воздуха через обводной канал. Необходимая частота n при закрытой дроссельной заслонке для нормальных условий работы запрограммирована в контроллере. В зависимости от условий работы двигателя контроллер, управляя регулятором холостого хода, увеличивает или уменьшает частоту n. Кроме того, при работе двигателя в режиме принудительного холостого хода при полностью закрытой дроссельной заслонке РХХ увеличивает подачу воздуха, обеспечивая обеднение горючей смеси, что способствует снижению токсичности отработавших газов.