Для обеспечения высоких технико-экономических показателей проектируемого двигателя, его перспективности и конкурентоспособности необходима объективная оценка возможного технического уровня конструкции на всех этапах ее разработки и производства. Это, в свою очередь, требует информации о мировом уровне научных и технологических достижений, а также прогнозирования изменения различных показателей двигателей в пределах жизненного цикла проектируемой конструкции (не менее чем на 10 . 15 лет).
Для оценки технического уровня различной продукции за методическую основу может быть взят ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения», положения которого носят рекомендательный характер. Однако в двигателестроении этот стандарт в полном объеме практически не применяется. Поэтому рассмотрим только его основные определения.
Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.
В качестве базовых значений могут приниматься значения показателей качества лучших отечественных и зарубежных образцов или планируемые значения показателей перспективных образцов.
Следует отметить, что при сопоставлении отечественной и зарубежной продукции часто приходится ограничиваться только техническими показателями, поскольку экономические данные для зарубежных образцов, как правило, неизвестны.
Оценка технического уровня продукции - совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.
Параметр - величина, характеризующая конструктивные особенности двигателя (например: рабочий объем, отношение S/D, степень сжатия и т.п.). Параметры двигателя определяются и обосновываются на этапе его конструирования и остаются неизменными в процессе эксплуатации.
Показатель - величина, характеризующая потребительские свойства двигателя (например: номинальная мощность, максимальный крутящий момент, минимальный удельный эффективный расход топлива и т.п.). Показатели двигателя предварительно задаются (прогнозируются) на этапе его проектирования, достигаются в ходе проведения исследований и подтверждаются сертификационными испытаниями. В процессе эксплуатации показатели двигателя могут изменяться.
Характеристика - функциональная зависимость одной физической величины от другой, позволяющая судить о ходе протекания определенного процесса (например: регулировочная характеристика по составу смеси и т.п.).
При оценке технического уровня конкретной продукции важным и неформальным этапом является выбор показателей, наиболее полно и объективно характеризующих эту продукцию. Согласно ГОСТ 15467-79 рекомендуется определять следующие показатели качества продукции:
единичный;
комплексный;
определяющий;
интегральный.
Единичный показатель качества продукции характеризует одно из ее свойств. Для двигателя это может быть, например, литровая мощность, величина среднего эффективного давления, наработка двигателя на отказ и т.н.
Комплексный, определяющий и интегральный показатели качества продукции определяются согласно ГОСТ 15467-79 с помощью специальных методик. Эти показатели представляют собой комплексные величины, выражаемые в условных единицах (например в баллах), и реального физического содержания не имеют. К тому же по своей природе они являются в значительной мере относительными и субъективными, поскольку для их определения используются экспертные оценки. Получаемые значения этих показателей во многом зависят от состава и квалификации экспертов, достоверности соответствующих базовых показателей мирового уровня, методики оценки и т.п.
Из-за указанных трудностей определения этих показателей, а также их относительности и субъективности в практике двигателестроения они не используются.
Критериями оценки технического уровня конкретного двигателя были взяты удельные (относительные) показатели:
литровая мощность (кВт/л);
поршневая мощность (кВт/дм);
среднее эффективное давление (МПа);
средняя скорость поршня (м/с);
коэффициент приспособляемости (λ);
скоростной коэффициент (µ).
Приведенный список основных показателей далеко не полностью позволяет дать общую характеристику двигателя и оценить его технический уровень. Кроме этого следует учитывать технологические особенности конструкции, уровень унификации, патентную защищенность применяемых технических решений, возможности утилизации и переработки деталей, узлов, эксплуатационных материалов. Полная оценка технического уровня двигателя должна проводиться на основе системного подхода, при котором учитываются все аспекты и взаимосвязи элементов конструкции двигателя, его систем и агрегатов с производством и эксплуатацией. Часто такая оценка представляет собой довольно трудоемкий процесс, осложняемый неполнотой информации по отдельным критериям оценки.