Морской торговый порт Архангельск расположен в устье реки Северная Двина и является одним из крупнейших портов Российской Федерации по экспорту леса. Кроме того, он имеет большое значение как перевалочный пункт народнохозяйственных грузов, предназначенных для северных районов нашей страны.
Акватория морского порта Архангельск, находящаяся под юрисдикцией капитана порта, включает в себя водное пространство устьевой части реки Северная Двина со всеми рукавами и протоками в пределах границ, указанных в Обязательных постановлениях.
На акватории порта действуют Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов МППСС – 72. Разграничительной линией между зонами действия МППСС – 72 и правилами плавания по внутренним водным путям является верхняя граница акватории порта (меридиан 40о 50,0’ N).
В порту много причалов и набережных, расположенных на берегах реки Северная Двина и её рукавов. К причалам могут подходить большие суда.
В морском торговом порту имеются 22 грузовых и 1 вспомогательный причал общей протяжённостью 3,3 км. Из грузовых причалов 19 используются для перевалки генеральных грузов, 2 – для перевалки навалочных грузов, 1 – специализированный терминал для переработки крупнотоннажных контейнеров ИСО.
Лоцманская проводка. Под внепортовой проводкой понимается проводка судов от буя «Мудьюгский-1» до первого места стоянки судна – при заходе судна с моря; от места последней стоянки судна до буя «Мудьюгский-1» - при выходе судна из порта в море, а также лоцманская проводка между грузовыми районами и рейдами при протяжённости перехода 5 миль и более.
Бункеровка судов жидким топливом производится с самоходных и несамоходных бункеровщиков. Пресная вода предоставляется у причалов порта или доставляется судами – водолеями.
Портфлот. В составе портового флота, обслуживающего морской торговый порт и другие причалы Архангельска, имеется более 50 служебно-вспомогательных и грузовых судов, в том числе буксиры с ледовым классом мощностью 1200л.с., 1600л.с., 2500л.с. и возможностью работы круглосуточно; танкеры, пассажирские катера, баржи, нефтемусоросборщики, суда по приёму загрязнённых и льяльных вод, плавучие краны г/п до 100т.
Буксировка. При буксировке всех судов, в том числе и несамоходных, при наличии на них экипажа, возглавляемого капитаном, руководство буксировочной операцией осуществляет капитан буксируемого судна, если договором буксировки обязанность по управлению буксировкой не возложена на капитана буксирующего судна.
Данные взяты (см. таблицу 2; лоция № 1110).