Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем. Положение предусматривает:
Ежедневное обслуживание ЕО
Техническое обслуживание №1 ТО-1
Техническое обслуживание №2 ТО-2
Сезонное обслуживание СО
Текущий ремонт ТР.
Капитальный ремонт КР
Эти виды обслуживания отличают друг от друга перечнем и трудоёмкостью выполняемых операций и, естественно, периодичность, нормативы которой приведены в виде таблицы.
Типы Автомобилей |
Периодичность ТО, км | |
ТО -1 |
ТО - 2 | |
Легковые Грузовые Автобусы |
4000 3000 3500 |
16000 1200 14000 |
Ежедневный осмотр включает в себя проведение контрольного осмотра, уборочное - моечных операций и дозаправочных работ.
Техническое обслуживание №1 предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путём проведения установленного комплекса работ:
- контрольно осмотровых и диагностических
- крепежное - регулировочных
- смазочное – очистительных
- электротехнических
- арматурных и других видов работ
Трудоемкость работ по ТО -1 невилака – для легковых автомобилей в среднем 2,5 - 4,5 человеко-часа.
Техническое обслуживание №2 имеет тоже назначение, что и ТО-1, но проводится в большем объёме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля, а также устранения обнаруженных неисправностей путём замены неисправных легко доступных деталей и даже узлов. Причем замена деталей и узлов не считается обслуживанием – этот процесс при ТО-2 называется сопутствующий ремонт.
Трудоёмкость, отводимая на ТО-2 , уже значительно выше и составляет в среднем 10 – 15 чел. ч для легковых автомобилей.
Сезонное обслуживание проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобиля к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий.
Текущий ремонт автомобилей в АТП производится по потребности, выявлением водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками, а также в процессе проведения ТО-1 и ТО-2 при обнаружении сверхобъёмных работ.
Капитальный ремонт автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводах. Ремонт производится с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а те в свою очередь , на отдельные детали. После тщательной мойки и очистки производится их дефектовка и сортировка- часть выбраковывается и заменяется новыми, часть идет на восстановление. После комплектации производится сборка, испытания и обкатка, после чего узлы и агрегаты идут на главный конвейер сборки автомобилей. Доставляются автомобили, и отдельные агрегаты на АРЗ централизовано, по заранее утверждённому для каждого АТП план-графику в полной комплектации. Направляются автомобили в КР по потребности на основании специального акта, подписанного главным инженером АТП, после тщательного анализа технического состояния автомобиля.