Существующие проблемы в работе транспортной системы города определяются сменой характера ее использования. Поэтому, на смену проблеме перегрузки подвижного состава общественного транспорта пришла проблема перегрузки улиц потоками индивидуального транспорта; проблема транспортного обеспечения промышленных районов уступила первые позиции проблеме обеспечения перевозок в направлении центра города и проблеме стоянок в центральном районе. Задачи транспортного строительства, обусловленные освоением новых территорий под крупномасштабную застройку микрорайонного типа, сменились задачами использования имеющихся территориальных ресурсов под частную малоэтажную и многоэтажную застройку.
В советский период планирования можно было достаточно просто определить перспективный пассажиропоток между новым районом застройки, центром и промышленными зонами. Изменение характера производства в городе — переход к постиндустриальным видам деятельности — привел к существенному изменению потребностей населения в передвижениях. Массовые перевозки на крупные предприятия вторичной сферы производства заменяются сложными передвижениями между относительно мелкими предприятиями третичной (торговля, бытовое обслуживание) и четвертичной (управление, финансы, туризм) сфер производства. Новый рынок труда потребовал использования индивидуальных средств передвижения. Стагнация общественного транспорта и повышение доступности приобретения легкового автомобиля поддержали рост уровня автомобилизации. Появилась новая задача эффективного управления рынком частных перевозчиков.
В работе транспортной системы Ростова-на-Дону и Ростовской области можно выделить три основные группы проблем:
1. Технические проблемы:
1.1. неприспособленность транспорта к перевозке отдельных категорий граждан;
1.2. состояние автодорог;
1.3. несоответствие транспорта экологическим нормам;
1.4. техническое состояние транспорта;
1.5. финансирование автотранспортной системы.
2. Человеческий фактор:
2.1. несоответствие уровня квалификации водителей;
2.2. культурный уровень водителей и пассажиров;
2.3. маршрутная схема города не соответствует потребностям населения;
2.4. несоблюдение правил дорожного движения;
2.5. информированность пассажиров.
3. Проблемы муниципального характера:
3.1. несоблюдение должностных обязанностей сотрудниками ГИБДД;
3.2. несоответствие тарифов доходам населения;
3.3. распределение остановочных комплексов;
3.4. количество парковочных мест не соответствует потребностям города;
3.5. система оплаты за проезд;
3.6. несоответствие количества транспорта количеству пассажиров;
3.7. несоответствие тарифов за проезд качеству услуг;
3.8. система оплаты труда водителей;
3.9. несоответствие качества и цены ГСМ;
3.10. график движения транспорта;
3.11. пропускная способность автодорог;
3.12. техническое оснащение дорог;
3.13. контроль за распределением денежных средств;
3.14. сервисное обслуживание транспорта;
3.15. комфортабельность транспорта.
Решению этих насущных проблем и должно быть посвящено основное внимание муниципальных властей.
Понимание изменений в работе городской транспортной инфраструктуры и прогноз динамики трансформации легли в основу разработки схем развития улично-дорожной сети, планирования развития пассажирского транспорта. Особое внимание уделено развитию каркасных элементов территории, расшивке узких мест транспортной сети и проблеме планирования развития общественного пассажирского транспорта.