Внутренние и международные воздушные перевозки гражданской авиации регламентируются Законодательством страны пребывания перевозчика.
В Российском законодательстве основным документом, регламентирующим деятельность гражданской авиации и авиакомпаний, является Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 года №60 ФЗ, который является Федеральным Законом, утвержденным Президентом РФ.
Воздушный кодекс разработан на основе Законодательства РФ и Международного Воздушного права; он устанавливает правовые, организационные и экономические основы использования воздушного пространства РФ.
Воздушный кодекс регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления авиаперевозок. В частности, в главе ІІ «Государственное регулирование использования воздушного пространства»:
В статье 12 - «Государственное регулирование использования воздушного пространства», сказано, что государственное регулирование в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган. В настоящее время это Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), созданная в структуре Минтранса на базе Государственной Службы Гражданской Авиации (ГСГА).ФАВТ осуществляет государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных),местных воздушных линий районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;
В статье 13 – «Государственные приоритеты в использовании воздушного транспорта », сказано, что все использователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование. Однако при возникновении потребности в использовании воздушного транспорта одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с «государственными приоритетами».
Под 8-м пунктом статье 13 о приоритетах идет пункт «Осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа»; под 11-м пунктом «Осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты ». Такое положение приоритетов говорит о важности рассматриваемых пунктов, о жизненной необходимости обращения большого внимания на изучение и выполнение правил перевозок пассажиров, багажа и грузов.
Глава ІX «Авиационные предприятия» содержит статью 64 «Тарифы и сборы в области ГА и правила продажи перевозочных документов». Эта статья определяет правила формирования тарифов и сборов в области ГА, а так же правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками. Статья 65 «Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей» посвящена контролю за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и индивидуальных иностранных предпринимателей. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства РФ и международных договоров РФ, а так же требований соответствующих сертификатов и лицензий. В случае несоблюдения установленных законодательством норм и правил предусмотрены меры воздействия вплоть до лишения разрешения, сертификата, лицензии, приостановления или ограничения действия этих документов и наложения штрафа в порядке, установленном законодательством РФ.
Глава XV – «Воздушные перевозки» содержит статьи, которые посвящены основным понятиям, используемым при выполнении воздушной перевозки. Здесь введены понятия перевозчика, воздушной перевозки, договора воздушной перевозки пассажира, груза, почты, перевозочных документов. Кроме того, здесь содержатся статьи, касающиеся прекращения воздушной перевозки, как по инициативе пассажира, так и по инициативе пассажира, так и по инициативе перевозчика.
Внутренняя воздушная перевозка – перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок находятся на территории одного государства.
Международная воздушная перевозка – перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения или пункт пересадки находятся на территории разных государств.
Глава XVII посвящена ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя в случае возникновения претензий. Здесь раскрыты общие принципы ответственности, ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровья пассажира, утрату, недостачу или повреждение багажа, груза, и вещей, находящихся при пассажире, а также определены порядок предъявления требований в случае возникновения претензий, срок предъявления претензий и начало течения срока исковой давности.
3.Контроль за соблюдением на территории РФ Воздушного кодекса, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в отрасли гражданской авиации, а также защиту интересов РФ при взаимодействии с полномочными органами других стран и международными организациями осуществляет в качестве государственного полномочного органа гражданской авиации России
Основными документами ФАВТ, регулирующими деятельность авиакомпании в части перевозок, являются:
· положения и инструкции по сертификации и лицензированию деятельности авиакомпаний;
· нормативно - правовая база форм и методов управления;
· нормативно - правовая база экономической, инвестиционной, тарифной, кадровой и социальной политики;
· положения по развитию международного сотрудничества и внешне
· экономических связей РФ с межгосударственными организациями в
· области ГА;
· положения по использованию воздушного пространства и организации
· воздушного движения;
· обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами
· федеральные авиационные правила, руководства, положения, стандарты,
· нормы и другие нормативные документы.
ФАВТ координирует деятельность авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов независимо от их форм собственности.
Деятельность авиакомпании и соответственно все разрабатываемые ею нормативные и руководящие документы должны быть согласованы и отвечать предъявляемым к ним требованиям со стороны ФАВТ.
4.Для установления единых для всех государств правил, касающихся регулирования вопросов международных воздушных сообщений, перевозок пассажиров и грузов уже в 1929 г. государства сочли необходимым разработать и заключить "Варшавскую Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок." "Основной целью Конвенции является регулирование условий международных воздушных перевозок в отношении документов, употребляемых для этих перевозок, и ответственности перевозчика". Варшавская конвенция с поправками Гаагского протокола 1955 г, установила перечень и формы единообразных документов, используемых в международных воздушных перевозках (пассажирский билет, багажная квитанция, грузовая накладная, квитанция сверхнормативного багажа, багажная и грузовая бирки и др.), закрепила общие правила перевозки пассажиров и грузов на международных линиях, урегулировала вопросы ответственности перевозчика перед пассажирами грузоотправителями и грузополучателями.
5.В 1944 г. на конференции в Чикаго была учреждена Международная организация гражданской авиации - ИКАО, основное назначение которой состоит в том, "чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом и чтобы международные воздушно-транспортные сообщения могли устанавливаться на основе равных возможностей и осуществляться надежно и экономично".На ИКАО возложены задачи координации действий государств при эксплуатации международных воздушных линий, содействия развитию воздушного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов.
Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях: технической, экономической и правовой.
В технической области эта деятельность осуществляется по линии разработки и принятия единых международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации.
Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках.
В юридической области деятельность ИКАО заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по международному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т.п.
6.В рамках ИКАО в декабре 1970г. в Гааге была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС. На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате ВС.
7.Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т.е. носят коммерческий характер.
Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, которые устанавливаются Международной авиатранспортной ассоциацией ИАТА. Эта международная организация объединяет авиакомпании всего мира.
Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку.
8.На основе указанных выше международных и российских документов в авиакомпании разработана и введена в действие собственная нормативная база по воздушным перевозкам и наземному обслуживанию пассажиров.
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность СОПП аэропорта (авиакомпании) при производстве воздушных перевозок пассажиров и багажа и взаимоотношения (права и обязанности) аэропорта (авиакомпании) и клиентов, являются "Правила перевозки пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании) и "Технология наземного обслуживания пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании) и др.
Процесс регулирования перевозок и реализации услуг на воздушном транспорте сложен и многообразен. Он осуществляется с использованием многих механизмов государственного регулирования авиатранспортной деятельности в Российской Федерации. Важнейшим элементом в этом процессе являются нормы воздушного права.